С помощью нейросети создали город и устроили там эпидемию. Вот зачем это нужно ученым

Если человечество поразит новый вирус, такие данные очень пригодятся

26 августа 2023
Getty Images

Появление ChatGPT несколько месяцев назад произвело настоящий фурор — искусственный интеллект отлично справлялся с написанием текстов, сдавал экзамены и проходил собеседования. Теперь ученые уверены, что в случае появления нового вируса, сравнимого с COVID-19, нейронная сеть может помочь взять его под контроль.

Эксперимент в городе N

Исследователи из Технологического института Вирджинии попробовали использовать ChatGPT для моделирования распространения вируса в городе. Чат-бот создал вымышленный городок Дьюберри Холлоу и населил его сотней жителей — каждого из которого наделил характером, родом деятельности и биографией.

К примеру, одну из горожанок звали Лайза — ей 29 лет, это независимая девушка, недоверчивая и нерешительная. Другую — Кэрол, ей 36, она очень спокойная и лояльная к властям. А вот 64-летний Юджин, напротив, отличается взрывным и жестким характером, его заставить сотрудничать довольно сложно.

Затем нейросеть создала вирус Catsate, который передается воздушно-капельным путем от человека к человеку с неизвестным уровнем летальности.

Далее ученые наблюдали, как жители реагируют на появление нового вируса, читают ежедневные новости о его распространении и соблюдают рекомендации властей самоизолироваться и носить маски. Всего было проведено три эксперимента — каждый из них повторили не менее десяти раз. Смысл эксперимента заключался в том, чтобы понять, как персонажи будут себя вести — останутся ли дома, ограничат социальные контакты или нет.

Две модели поведения

В ходе экспериментов ученые зафиксировали два варианта поведения. Либо жители, соблюдая рекомендации властей, сглаживали кривую линию распространения вируса, либо же провоцировали «пики» — когда саботировали их. В обоих случаях на поведение влияла информированность людей о происходящем, характере симптомов и последствиях заражения.

В добровольную самоизоляцию, как правило, уходили только те жители, у которых наблюдались лихорадка и кашель.

Ценность нового исследования с помощью нейросети в том, что создан новый метод моделирования эпидемии как системы, в которой учитывается такой сложный фактор, как поведение человека, пишут исследователи. Как правило, предсказать человеческие реакции в таких случаях очень непросто.

О том, как текстовые нейросети меняют систему высшего образования, Vokrugsveta.ru поговорил с преподавателями.