С обезьяньего на человечий: что значит хриплое «хм», произнесенное гориллой?

Более 30 приматов в разных зоопарках стали использовать новое «слово»

11 августа 2022
С обезьяньего на человечий: что значит хриплое «хм», произнесенное гориллой?
Shutterstock/Fotodom.ru

Американские ученые выяснили, что обезьяны вида Gorilla gorilla изобрели новый звук, чтобы привлекать внимание смотрителей.

Способностями изобретать необычные вокальные приемы ранее отличались только живущие в неволе шимпанзе и орангутанги. Теперь список «мастеров голоса» дополнился и гориллами.

Науке уже известны случаи невероятных лингвистических способностей у горилл. Так, в 1980–90-х годах исследователи довольно успешно обучили языку жестов самку по кличке Коко. Теперь, похоже, приматы изобретают свой язык, чтобы наладить коммуникацию с человеком.

Исследователи из Университета Джорджии Роберта Салми недавно провели эксперимент, чтобы выяснить, сможет ли горилла первой «подать голос» в общении с человеком. Для этого провели эксперимент: животным показывали еду, находящуюся вне пределов досягаемости. Иногда лакомство было в руках смотрителя, в других случаях человека в помещении не было.

В присутствии человека с едой гориллы издавали покашливающий звук вроде «хм», пытаясь таким образом привлечь внимания. Послушайте, как это было.

Интересно, что такой же звук гориллы воспроизводили и в других местах. Так, 33 особи в 11 различных зоопарках в США и Канаде издавали аналогичные звуковые сигналы. При этой, общаясь между собой, это «слово» обезьяны не использовали.

Зоологи пока не установили, каким образом гориллы выучились этому «дай» и могут ли они передавать свои знания друг другу.

Примеры сложного вокального обучения редки в животном мире, ими обладают только некоторые виды птиц, летучих мышей, ластоногих, китообразных и слонов. Но во всех случаях речь идет о подражании.

В случае же с гориллами акустический анализ показал, что «хриплый кашель» — это нечто уникальное, а не простая имитация звуков.

Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS One.

Видео: Science Alert.