С какой регулярностью происходят самые мощные извержения вулканов? Ответ со дна Средиземного моря

Геологи изучили то, что осталось от активности супервулканов далекого прошлого

16 ноября 2023Обсудить

agefotostock via Legion Media

На дне Средиземного моря можно найти много всего интересного. И мы сейчас не про мечи крестоносцев или детали финикийских кораблей. В пучине скрыты, например, огромные месторождения, которые образовались за последние 40 тысяч лет в результате извержений супервулканов. Для нас, простых обывателей, они, может быть, большой ценности не представляют, но геологи таким мегапластам чрезвычайно рады.

Ученые не раз опускались на дно Тирренского моря (оно является частью Средиземного), но из-за того, что техника раньше была не самая высокоточная, не могли разглядеть, что там находится, в деталях. Теперь океанологи получили изображения высокого качества и выяснили, что там скрываются мегапласты — огромные отложения, которые образуются в морских бассейнах в результате катастрофических событий, таких, как извержения вулканов.

В исследовании, опубликованном в журнале Geology, ученые рассказали, что, получив изображения, они тут же собрали экспедицию, отправились на место и сделали новые снимки, которые показали: на дне Тирренского моря покоятся четыре мегапласта от 10 до 25 метров толщиной, разделенные отдельными слоями отложений.

Также выяснилось, что эти мегапласты состоят из вулканического материала, а возраст самого старого слоя составлял около 40 тысяч лет. Его младшему «брату» оказалось 32 тысячи лет, третьему — 18 тысяч, а самый молодой образовался около 8 тысяч лет назад.

После этого исследователи изучили вулканическую активность в регионе, чтобы определить, откуда вообще эти мегапласты могли взяться. Оказалось, что самый старый образовался после внушительного извержения вулкана Кампи Флегрей 39 тысяч лет назад, а это одна из крупнейших катастроф такого рода, известных геологам. То же извержение, считают ученые, ответственно за второй слой. У следующих мегапластов тоже нашлись вулканические объяснения, пусть и менее мощные.

Сейчас ученые уточняют даты извержения, чтобы получить более четкую картину цикла и потенциального риска в будущем, но пока они могут сказать, что катастрофические события происходят в регионе каждые 10–15 тысяч лет. А вулканическая активность здесь всё еще сохраняется, и не исключено, что мощные и смертоносные извержения состоятся в будущем. В ближайшем будущем. Возможно, это поможет сохранить не одну сотню жизней. Интересно, конечно, почитать рассказы туристов, переживших извержение вулкана, но для них самих это не самый приятный опыт.