Рык самца: антропологи выяснили, почему у мужчин такой низкий голос

Эти тембры подарила нам эволюция

14 июля 2023
Рык самца: антропологи выяснили, почему у мужчин такой низкий голос
Midjourney

В среднем взрослый мужчина говорит на октаву ниже взрослой женщины. Ученые не раз пытались объяснить это различие эволюционно. Самым очевидным было предположение о привлекательности таких особенностей голоса для противоположного пола. Новое исследование под руководством антропологов Пенсильванского госуниверситета показало, что есть еще одна весомая мотивация: мужские голоса, вероятно, эволюционировали в расчете не столько не самок, сколько на конкурентов-самцов.

Все приматы, включая людей, очень коммуникабельны, в первую очередь, для общения используется голос. Поэтому он может рассказать о социальном поведении человека, его ближайших родственников и далеких предков.

Международная команда рассмотрела все имеющиеся гипотезы: от большей сексуальной привлекательности низких голосов, разницы в способности оплодотворения (чем больше семенники, тем ниже голос), конкуренции в больших группах — до обитания в лесу, когда кроны деревьев препятствуют обзору и звуку.

Впервые была изучена такая большая выборка: проанализированы 1914 вокализаций обоих полов у 37 разных видов человекообразных приматов, включая горилл, шимпанзе и людей. Специалисты рассчитали среднюю частоту мужского и женского вокала для каждого вида, чтобы посмотреть разницу между полами и понять, от чего она зависит.

Также собрали информацию о факторах, от которых могла бы зависеть эволюция голосов: различиях в размерах и весе между самками и самцами, типе среды обитания, соотношении полов, размерах семенников, уровне конкуренции, данные о моногамии или полигамии.

Выяснилось, что самые большие различия между голосами были в наиболее крупных группах с полигинной системой спаривания, где у некоторых самцов есть несколько партнеров-самок. Люди оказались где-то посередине с такой разницей: взрослые мужчины вокализируют в среднем с частотой 120 Герц, тогда как женщины — в среднем с частотой около 220 Герц.

«Это половое различие, вероятно, не только привлекает партнеров, но и запугивает конкурентов», — рассуждает один из авторов исследования Дэвид Путс.

Дэвид Путс

«Результаты помогают понять, почему мужские и женские голоса нашего вида так сильно различаются. Это может быть результатом нашей эволюционной истории, особенно истории жизни в больших группах».

Авторы предполагают, что голоса у мужского пола становились тем ниже, чем больше усилий надо было прикладывать, чтобы отбиваться от конкурентов. Так как среди издержек полигинного существования, кроме генетических, есть еще и трудность для самца «монополизировать» сразу несколько самок.

Хотя в современном обществе распространена моногамия, говорят ученые, возможно, что у наших очень далеких предков миллионы лет назад полигинное спаривание было обусловлено средой обитания — самки сбивались в группы для защиты. Более низкий голос в таких условиях мог лишний раз избавить самца от участия в драках. Зычный голос помогал «звучать крупнее» и более устрашающе для соперников.