Рядом топор и кости: в Дании нашли очередное «болотное тело» возрастом 5000 лет

Ученым предстоит узнать подробности ритуального убийства

14 декабря 2022
Christian Dedenroth-Schou, ROMU

Кости нижних конечностей, таза и часть нижней челюсти с зубами были найдены в болоте возле датского городка Стенлосе, расположенного к северо-западу от Копенгагена. Рядом с человеческими останками находились кремниевый топор и кости животных. Это позволило археологам предположить, что свыше пяти тысяч лет тому назад, в эпоху неолита, человек, чьи кости обнаружены, был ритуально принесен в жертву.

Выяснить пол предполагаемой жертвы и возраст на момент смерти еще только предстоит. В частности, ученые надеются выделить из зубов древнюю ДНК. Находка была сделана в октябре, и исследователи планируют продолжить подробное изучение места ее обнаружения весной, когда болото оттает.

По словам археолога Эмиля Струве, возглавляющего раскопки в Стенлосе, во времена неолита (нового каменного века) на территории современной Дании была распространена традиция человеческих жертвоприношений, и ранее ученые уже находили останки жертв подобных ритуалов.

Christian Dedenroth-Schou, ROMU

Так называемые «болотные тела» время от времени находят по всей северо-восточной Европе, чаще всего в Дании, Германии, Нидерландах и Британии. Благодаря залежам торфа человеческие останки хорошо сохраняются в болотах на протяжении тысячелетий.

Самым древним «болотным телом» в мире считается Кельбергский человек, найденный на датском острове Фюн в 1940-х годах. Его возраст составляет около 10 тысяч лет.

Самый известный и хорошо сохранившийся среди «болотных людей» — Толлундский человек, чье мумифицированное тело было обнаружено в болоте возле датской деревни Толлунд в 1950 году. Ученые предполагают, что этот мужчина был принесен в жертву около 400 года до нашей эры.

Ранее антропологи сделали открытие, которое переписало историю Эци — самого известного «ледяного человека» из Альп.