В Русском географическом обществе (РГО) подвели итоги 2021 года и рассказали об основных экспедициях уходящего года и их достижениях.

Русское географическое общество подвело экспедиционные итоги года
Курган Туннуг
Фото
Алексей Михайлов / РГО

РГО ежегодно организует и поддерживает несколько десятков экспедиционных проектов. Главными экспедициями 2021 года стали археолого-географическая экспедиция по исследованию кургана Туннуг в Тыве, долгосрочная комплексная экспедиция на острова Курильской гряды «Восточный бастион — Курильская гряда», экспедиция по обследованию аэродромов воздушной трассы «Алсиб» и подводно-поисковая экспедиция «180 миль до Ленинграда: история Таллинского прорыва на современной морской карте. Комплексное подводное исследование к 80-летию Таллинского перехода».

Курган Туннуг в Туве является частью Долины Царей, где расположено множество курганов знати скифского времени. Могильник относится к IX веку до нашей эры. С 2018 года здесь работают специалисты РГО и Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН).

Мы исследовали в этом году самый интересный участок, недалеко от центра кургана, рассказывал ранее старший научный сотрудник ИИМК РАН Тимур Садыков. Практически на поверхности были обнаружены кости как минимум 14 коней и трех людей. По всей видимости, это следы жертвоприношений. Кони были взнузданы: мы нашли большое количество элементов конской узды: удила, псали, детали упряжи. 

Также археологи обнаружили предметы быта, которые также могли использоваться в ритуальных целях: бронзовый нож, элементы оружия, а также необычный предмет, по форме напоминающий корону. 

Экспедиция на острова Курильской гряды проводится с 2019 года совместно с Министерством обороны России. В этом году благодаря работе специалистов каталог фауны морей России пополнился новыми видами беспозвоночных. Кульминацией экспедиционного сезона 2021 года стала эвакуация с острова Уруп в фонды Зоологического музея МГУ крупного черепа кашалота. Сейчас специалисты занимаются очисткой и реконструкцией черепа, вес которого составляет 1,2 тонны.

Результаты работы в этом году подводят нас к необходимости в третьем сезоне экспедиции завершить работы на острове Уруп, исследовав его тихоокеанскую сторону, — рассказывал научный руководитель экспедиции, директор Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН Кирилл Ганзей. — Основное же внимание будет сосредоточено на крупном острове Симушир. Кроме того, будут исследованы прилегающие небольшие острова. В течение последующих лет аналогичные работы будут проведены на всех Средних и Северных Курильских островах.

Русское географическое общество подвело экспедиционные итоги года
Остров Уруп
Фото
Даниил Годлевский / РГО

Экспедиция по обследованию аэродромов воздушной трассы «Алсиб» проводится специалистами РГО совместно с Министерством обороны России. В годы Великой Отечественной войны по воздушной трассе между Аляской и Сибирью в СССР по программе ленд-лиза поставлялись американские самолеты.

В 2021 году специалисты изучили состояние 16 аэродромов трассы на Чукотке, в Якутии и в Магаданской области. По каждому из них были собраны архивные данные, проведена фото- и видеофиксация, нанесены на карту места падения самолетов. Также участники экспедиции описали постройки аэродромов и обнаружили фрагменты техники, включая хорошо сохранившийся американский аэродромный тягач REO.

С мая по август 2021 года группа подводников обследовала в Финском заливе полтора десятка судов, погибших в ходе Таллинского перехода. Специалистам удалось идентифицировать несколько судов, погибших 29 августа 1941 года в результате немецких авиаударов. Это транспорты «Калпакс», «Алев», «Ярвамаа» и «Атис Кронвальдс».

В территориальных водах Эстонии участники экспедиции обнаружили уничтоженные минами у мыса Юминда транспортные суда «Балхаш», «Найссаар» и «Эверита». Также исследователи обнаружили и идентифицировали корпус подводной лодки М-96, затонувшей в 1944 году.

По итогам экспедиции планируется создать интерактивную карту с точными координатами затонувших кораблей и их трехмерными моделями.

Таллинский переход — эвакуация Балтийского флота из порта Таллина в Кронштадт в 1941 году. Переход флота сопровождался большими потерями: из 225 кораблей и судов оказались потоплены 62. Жертвами стали более 15 тысяч человек: раненные на фронте бойцы и мирные граждане. Уцелевшие суда впоследствии сыграли важную роль в обороне Ленинграда.

В рамках подведения итогов года также прошла церемония передачи документов из семейных архивов адмирала Бориса Вилькицкого и гидрографа Николая Евгенова в научный архив Русского географического общества.

Использованы материалы: РГО