Ребенок от трех родителей: как работает новая технология ЭКО и что в ней новаторского

Репродуктологи научились заменять материнские митохондрии — это позволит избежать генетических болезней

10 мая 2023Обсудить
Science Photo Library

В Великобритании родился первый ребенок от трех родителей. Репродуктологам удалось успешно провести процедуру ЭКО, в ходе которой поврежденные митохондрии одной женщины заменили на здоровые — из яйцеклетки второй. Британское Управление по оплодотворению и эмбриологии человека (HFEA) сообщило изданию The Guardian, что по состоянию на апрель 2023 года в стране родилось около пяти подобных детей.

Ученые говорят, что наблюдали настоящий прорыв в области экстракорпорального оплодотворения. Методика замены материнских митохондрий способна защитить детей от целой группы митохондриальных расстройств — например, мышечной дистрофии, которая сильно укорачивает жизнь.

Ученые отмечают, что ребенок во время процедуры получает генетический материал от трех человек, однако не наследует никаких характеристик донора. Так, во время ЭКО используются сперма отца, яйцеклетка матери и донорская яйцеклетка другой женщины — во время их соединения получается эмбрион, практически лишенный генетических ошибок.

При процедуре репродуктологи извлекают из яйцеклетки с поврежденными митохондриями ядро с генетическим материалом и помещают его в яйцеклетку здоровой женщины-донора, ядро которой до этого было извлечено. В итоге дефектные гены остаются в первоначальной материнской яйцеклетке, что позволяет избежать генетического заболевания. Донорская же яйцеклетка содержит генетический материал матери и отца, но окружена собственными здоровыми митохондриями. Затем она имплантируется в матку матери.

Ученые утверждают, что ребенок получает от донора всего 0,2% ДНК — этого фрагмента недостаточно, чтобы у младенца появился, например, неожиданный цвет волос или глаз.

В 2015 году Великобритания стала первой страной в мире, в которой разрешено работать с эмбрионами от трех родителей. Ранее дети от трех родителей появлялись в Мексике и Украине, однако технология была использована другая.

Есть предположения, что новая методика поможет вылечить бесплодие одной женщины с помощью другой. В то же время некоторые эксперты обеспокоены тем, что перемещение генетического материала из одной яйцеклетки в другую может повлиять на способ экспрессии генов. А нарушение активности генов, в свою очередь, может привести к появлению ребенка с повышенным риском проблем со здоровьем, таких, как рак или диабет.

Против этой методики уже высказалась англиканская церковь. Критики также выражают опасения, что скоро начнут появляться полностью «спроектированные» дети.