Равнение на индейцев: что помогает жителям Боливии оставаться самыми здоровыми на планете

Ученые выяснили: чем дальше от цивилизации, тем ниже риск инфарктов, инсультов и деменции

22 марта 2023

Отличное состояние сердца, сосудов и мозга боливийских индейцев давно занимает многих ученых. Авторы новой статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, пришли к выводу, что секрет заключается в оптимальном соотношении между количеством энергии и питательных веществ, которые члены племени получают из пищи, и уровнем физических нагрузок, в ходе которых они эту энергию расходуют.

Paul Hooper / eurekalert.org

Представителей индейских племен, уединенно обитающих в тропических лесах на территории Боливии, небезосновательно считают самыми здоровыми людьми на планете. Они практически не страдают от болезней, которые стали настоящими бичами для жителей развитых стран мира. Речь идет о сердечно-сосудистых заболеваниях (инфарктах, инсультах, атеросклерозе, ишемической болезни сердца) и нейродегенеративных заболеваниях (деменции, болезнях Альцгеймера и Паркинсона).

В рамках свежего исследования ученые отобрали 1165 представителей племен цимане (чимане) и мосетен в возрасте от 40 до 94 лет и обследовали их при помощи современных технологий. В частности, им просканировали головной мозг, чтобы оценить его объем, который с возрастом обычно уменьшается (атрофия серого вещества мозга считается фактором риска деменции и болезни Альцгеймера). Кроме того, у добровольцев измерили вес, рост, артериальное давление, уровень холестерина в крови и другие показатели.

Три поколения племени цимане
Paul Hooper / santafe.edu

Живущие вдали от цивилизации индейцы продемонстрировали лучшее состояние сердца и сосудов по сравнению с их ровесниками из развитых стран мира, а также заметно меньшую атрофию серого вещества. Когда ученые сопоставили эти данные с индексом массы тела и уровнем холестерина у индейцев, оказалось, что получившаяся картина почти точно соответствует эволюционной модели здоровья мозга.

Согласно этой модели, в доиндустриальном обществе, когда пищи мало, и чтобы ее добыть, нужно затратить много физических усилий, человеческий мозг сохраняет свой объем и функции до старости. А в современном обществе, где не нужно прилагать особых усилий, чтобы получить пищу, а многие ведут сидячий образ жизни и страдают от ожирения, мозг с возрастом съеживается, что приводит к снижению интеллектуальных способностей.

Цимане и мосетены же с утра до вечера трудятся, чтобы добыть пропитание — выращивают сладкий картофель и рис, собирают ягоды и плоды, занимаются охотой и рыболовством и не пользуются благами цивилизации. Именно такой образ жизни оказался наиболее полезным для стареющего мозга, а также сердца и сосудов, отмечают ученые.