Прыгающие муравьи вида Harpegnathos saltator известны тем, что после смерти матки в колонии появляется новая королева из числа рабочих муравьев. Новый статус сопровождается изменениями в мозге муравья, меняется также экспрессия генов и уровни гормонов. Королевы живут примерно в пять раз дольше, чем другие муравьи-рабочие.

Фото №1 - Рабочий муравей может превратиться в королеву
Cover-Images

Долгое время было неясно, что именно запускает эту невероятную трансформацию. Новое исследование, опубликованное в журнале Cell, приоткрыло завесу тайны.

Ученые провели серию экспериментов с муравьями Harpegnathos saltator, подвергая их нейроны воздействию различных уровней гормонов.

Исследователи сосредоточились на изучении двух гормонов, связанных с социальным поведением муравьев и некоторых других насекомых, таких как пчелы. Как оказалось, введение ювенильного гормона III снижал инстинкт сбора пищи, а введение гормона 20-гидроксиэкдизона стимулировало развитие яичников. Оба гормона активировали единственный белковый фактор Kr-h1

Иными словами, в геном муравьев изначально записаны два возможных сценария. В зависимости от того, какой генный переключатель сработает, возобладают те или иные варианты поведения, которые позволят либо остаться рабочим муравьем, либо продвинуться по социальной лестнице.

Использованы материалы Science Alert