Судмедэксперты изучили мраморный череп, созданный итальянским скульптором Джованни Лоренцо Бернини. Впервые скульптурное художественное произведение было подвергнуто судебно-антропологической экспертизе.
Специалисты отметили внимание Бернини к реалистичным анатомическим деталям, что заметно отличает его работу от многих других изображений черепов и скелетов, выполненных мастерами эпохи Возрождения и барокко.
Череп в натуральную величину был вырезан из цельного куска белого каррарского мрамора, при этом нижняя челюсть и череп соединялись височно-нижнечелюстными суставами. Эксперты использовали для изучения черепа стандартные методы судебной антропологии, как если бы изучали обычные человеческие останки.
Исследователи пришли к выводу, что Бернини использовал в качестве модели настоящий череп. Работа мастера оказалась настоль анатомически точной, что судмедэксперты смогли определить пол, возраст и этническое происхождение модели. Специалисты сошлись во мнении, что череп принадлежал взрослому мужчине европейского происхождения.
Главное отличие работы Бернини от настоящего черепа — чересчур крупное затылочное отверстие. Однако это была не ошибка мастера, а вынужденная мера. Лишь так Бернини смог выдолбить внутреннюю часть черепа.
Череп хранился в замке Пильниц в Дрездене. Долго время его автор был неизвестен. Лишь в прошлом году эксперты изучили архивы семьи Киджи и выяснили предысторию экспоната.
Череп был заказан папой римским Александром VII в 1655 году всего через три дня после его избрания на папский престол. Для Бернини это был важный момент в карьере: десятилетием ранее скульптор лишился благосклонности предыдущего понтифика Иннокентия X. Заказ от нового Папы позволил восстановить репутацию. Позднее при Александре VII Бернини работал над обустройством площади Святого Петра. В 1656–1667 годах по проекту Бернини построили колоннаду, ставшую одной из визитных карточек Ватикана.
Использованы материалы