Приходи к нему лечиться и корова, и волчица: краткая история ветеринарии от Древнего мира до наших дней

Сегодня врачи спасают жизни самых разных животных. Потребовались тысячи лет, чтобы ветеринария достигла такого уровня развития

10 мая 2023

Слово «ветеринар», происходит от латинского слова veterinae, обозначавшего рабочий скот, включая коров и лошадей. В связи с этим возникновение ветеринарии часто связывают с древнеримским врачом Галеном, жившим во II–III вв. н. э., либо с «отцом медицины» Гиппократом (ок. 460 — ок 379 до н. э.), однако практика ухода за больными животными зародилась намного раньше.

Andrey Kuzmin / Alamy via Legion Media

Назвать точное место и время зарождения ветеринарии невозможно. Скорее всего, ее зачатки возникли вскоре после первого одомашнивания животных, которое современная наука относит к периоду 12-10 тыс. лет до н. э. Впрочем, можно сказать, что первым ветеринаром стал хозяин прибившегося к людям предка современной собаки. С зарождением цивилизаций ветеринарные практики стали развиваться в Китае, Египте и Месопотамии, после чего они добрались до Древней Греции и Древнего Рима, откуда перекочевали в Средневековую Европу.

От мифов к практике первых ветеринаров

Один из популярных мифов Древнего Китая описывает божество Фу Си и его сестру Нюйву, ставшую его женой. Нюйва вылепила первых людей, а Фу Си послал им дары цивилизации и стал первым правителем Китая. Он научил людей ловить рыбу, охотиться, писать, сажать и собирать урожай, предсказывать будущее с помощью гадания и, наконец, приручать диких животных, чтобы не тратить много времени на охоту. Заодно Фу Си преподал людям основы заботы о крупном скоте.

Нюйва и Фу Си
CPA Media Pte Ltd / Alamy via Legion Media

Миф о Фу Си остается мифом, но известно, что китайские «конные жрецы» использовали иглоукалывание для лечения лошадей в 3000 году до н. э. Фактически, с этого момента можно вести отсчет истории ветеринарии, которая постепенно стала включать в себя применение лекарственных трав и других процедур для спасения животных от различных недугов.

Примерно в то же время зачатки ветеринарии появились и в Месопотамии. Здешний миф связывает возникновение этой науки с Гулой — богиней здоровья, которая также была покровительницей собак и вместе с мужем и сыновьями создала искусство медицины.

Первым известным по имени ветеринаром в этом регионе считается шумерский врач Урлугалединна, служивший при дворе царя Лагаша ­Ур-Нингирсу (правил в 2121–2118 до н. э.). Известно, что его инвентарь включал щипцы, похожие на используемые шумерскими акушерами в случае сложных родов. В источниках той эпохи также упоминаются ветеринары, лечившие быков и ослов, но никаких подробностей о них не приводится.

Примерно за тысячу лет шумерские ветеринары накопили немалый опыт по диагностике и лечению болезней животных. Так, найденные при раскопках «Законы Эшнунны» XX века до н. э. определяют бешенство и его последствия, а также устанавливают штраф для владельца укусившей кого-нибудь бешеной собаки. Созданный двумя веками позже свод законов Хаммурапи признает ветеринаров отдельным классом врачей и устанавливает плату, которую они должны получать за свою работу.

Фрагмент клинописного свода Хаммурапи
Ackteon, CC BY-SA 2.0 , via Wikimedia Commons

К тому времени, когда в Вавилоне появился Кодекс Хаммурапи, египетские ветеринары уже славились своим мастерством — заметки по лечению животных содержатся в известном медицинском Папирусе Кахуна, который датируется XIX веков до н. э. Неудивительно, что ветеринария активно развивалась в Древнем Египте, жители которого придавали большое значение самым разным животным, отождествляя их с божествами местного пантеона. В частности, египтяне считали кошек священными животными и особенно заботились о них.

Фрагмент Папируса Кахуна, посвященный ветеринарии
Francis Llewellyn Griffith (1862-1934), Public domain, via Wikimedia Commons

Как отмечает австралийский египтолог Конни Лорд, занимавшиеся сельских хозяйством жители Древнего Египта тесно контактировали с разными животными, что вкупе с их трепетным отношением ко всем живым существам, способствовало активному развитию ветеринарии. С учетом климата сельскохозяйственные животные, а также их владельцы были особо подвержены болезням глаз, вызванным ярким солнечным светом и частыми пылевыми бурями, а также паразитарным заболеваниям. Среди последних были опасный для человека африканский трипаносомоз (сонная болезнь) и трипаносомоз животных (нагана), переносчиком которых является муха цеце.

В Папирусе Кахуна говорится о нагане (в тексте болезнь называется ушау): перечисляются способы лечения этой болезни животных и подчеркивается важность мытья рук до, во время и после лечения зараженного животного. Прежде всего, речь идет о лечении крупного рогатого скота, но также упоминаются птицы, собаки и рыбы, которых в Египте также держали в качестве домашних животных.

Индийские ветеринарные достижения

Неизвестно, добрались ли достижения китайских, шумерских и египетских ветеринаров до Индии, или же практики ухода за больными животными возникли в этом регионе самостоятельно, но письменные источники времен ведийской цивилизации (ок. 1500 — ок. 500 до н.э.) свидетельствуют, что ветеринары уже были признанными и уважаемыми профессионалами. Судя по всему, жрецы использовали для лечения скота целебные свойства разных трав. Упоминания об уходе за животными, в частности, содержатся в трактате «Сушрута-самхита», написанном примерно в середине I тысячелетия до н. э. врачом Сушрутой, которого порой называют «отцом современной хирургии».

Фрагмент трактата «Сушрута-самхита», записанного на пальмовых листьях
Los Angeles County Museum of Art, Public domain, via Wikimedia Commons

Хотя среди индийских врачей были те, кто лечил как людей, так и животных, некоторые специализировались только на животных или даже на отдельных их видах. Величайшим среди древнеиндийских ветеринаров считается Шалихотра, живший примерно в III веке до н. э. Его работа «Шалихотра-самхита», посвященная ветеринарии, основана на трудах Сушруты по человеческой анатомии, физиологии и хирургическим техникам, но Шалихотра переосмыслил достижения предшественника, чтобы адаптировать его наработки для лечения животных. Во многом благодаря Шалихотре в Индии во время правления царя Ашоки (304-232 до н. э.) была основана первая в мире ветеринарная клиника.

Успехи ветеринаров Античности

Возникновение греческой цивилизации также сопровождалось развитием ветеринарии. Свой вклад в этот процесс внес Гиппократ, который более известен как один из основоположников современной медицины. Он первым среди греческих лекарей пришел к выводу, что причиной болезней являются не происки злых духов или гнев богов, а вполне естественные причины.

Гиппократ
Cola Images via Legion Media

Одними из важнейших факторов поддержания здоровья Гиппократ считал питание, регулярные физические упражнения, солнечный свет, массаж, отдых, поднятие настроения, ароматерапию и регулярные ванны. Хотя его труды в основном касались людей, в них нашлось место и животным. Во II веке до н. э. в Греции прославился ветеринар из Ламии по имени Метродор, который лечил животных, включая лошадей, основываясь на заветах Гиппократа.

Нет никаких сомнений, что греческие медицинские практики были заимствованы римлянами. При этом знаменитый римский врач Гален признавал физиологическое сходство человека и животных — знания анатомии, полученные в результате работы с животными, помогали ему успешно лечить пациентов.

Ветеринарные изыскания Галена остались в тени исследований римского писателя Публия Флавия Вегеция Рената, более известного как Вегеций (IV–V вв. н. э.), чье «Руководство по ветеринарной медицине» (Digesta Artis Mulomedicinae), посвященное лечению лошадей и рогатого скота стало настольным справочником для многих поколений средневековых ветеринаров.

Развитие ветеринарии от падения Рима до наших дней

Гибель Римской империи в 476 году обернулась утерей многих знаний и остановила развитие в Европе большинства наук, включая медицину в целом и ветеринарию в частности. Церковь запретила изучать анатомию при помощи аутопсии и конфисковала труды античных врачей. Что же касается ветеринарии, то христианское учение отрицало наличие бессмертной души у животных, а значит, они не заслуживали лечения. Лишь в XII–XIII вв. европейцы стали обращать больше внимания на состояние здоровья сельскохозяйственных животных и лошадей, поскольку от него все больше зависело благополучие городов и селений.

Памятник Клоду Буржела в городе Мезон-Альфор (департамент Валь-де-Марн)
Thesupermat, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Полноценное возрождение ветеринарии как отдельной отрасли медицины произошло только в XVIII веке. Поначалу ветеринары той поры полностью опирались на труды Гиппократа, Галена и Вегеция.

Первое ветеринарное учебное заведение в Европе было основано во Франции в 1762 году Клодом Буржела в связи с массовой гибелью скота из-за чумы. Ученики школы Буржела добились таких впечатляющих успехов в исследованиях, диагностике и лечении, что король Людовик XV в 1765 году основал Королевскую школу ветеринарной медицины. В последующие десятилетия подобные школы появились в других европейских странах, а также в Америке, где в 1852 году был основан Ветеринарный колледж Филадельфии.

Клода Буржела иногда называют «отцом ветеринарной медицины», но при всех своих заслугах, он не создал, а лишь развивал ветеринарию, как и его ученики, а затем и ветеринары в других странах по прошествии нескольких тысяч лет с момента зарождения этой медицинской отрасли. На его плечах в каком-то смысле стоит известный ветеринар из США Джеймс Харлан Стил (1913-2013), внесший весомый вклад в популяризацию ветеринарии в XX веке.

В наши дни сельскохозяйственные животные, домашние питомцы и обитатели зоопарков могут получить квалифицированную медицинскую помощь и профилактический уход, продлевающий продолжительность жизни. Все это было бы невозможно без достижений ветеринаров Древнего мира, Античности и Нового времени.