Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Комедия, трагедия, драма: как в Античности закладывались основы театрального искусства

От шаманских обрядов к состязаниям великих драматургов

27 марта отмечается Всемирный день театра. Это хороший повод вспомнить, как зарождалось сценическое искусство. «Вокруг света» предлагает совершить небольшое путешествие в мир древнегреческого театра.

Комедия, трагедия, драма: как в Античности закладывались основы театрального искусства

Театральные истоки

Этнографические и исторические наблюдения показывают, что к первым «театральным постановкам» можно отнести действа, связанные с анимизмом и магией. У первобытных людей были распространены обрядовые игры, и при всей примитивности игровых обрядов, таких как плач по павшему охотнику, утонувшему рыболову, пляски, которыми встречали весну, в них уже можно заметить ростки будущего действия, которое впоследствии назовут театральным.

Комедия, трагедия, драма: как в Античности закладывались основы театрального искусства
Руины амфитеатра в Помпеях

А задумывались ли вы когда-нибудь, что означает само слово «театр»? Оно, то есть слово qeatron (на древнегреческом), встречается в разных значениях. Им обозначаются пространство или часть здания, занимаемые зрителями драматического или иного зрелища, собрание зрителей, наконец, все здание, которое предназначалось для драматических или иных представлений. Так, представления в Древней Греции, во времена Античности, устраивались под открытым небом. Места для зрителей были расположены полукругом, уступами и разделены проходами — точь-в-точь как на современных стадионах. Эти места по прошествии какого-то времени стали называть амфитеатром.

Театр извне и изнутри

Греческий театр от глагола «теаомай» — «смотрю», отличающийся от театра в современном понимании, состоял из трех частей: места для зрителей, орхестра и скенэ. Актеры и хор выступали на орхестре — утрамбованной площадке у подножия амфитеатра. Позади орхестры ставилась скенэ — так называемая палатка, из которой выходил актер; первоначально она заменяла собой декорации.

Комедия, трагедия, драма: как в Античности закладывались основы театрального искусства
Подобные маски надевали актеры во время представлений, чтобы их «эмоции» были видны с самых последних рядов

Во второй половине IV и III веков до н. э. не только в Афинах, но и в других городах стали строить невысокие пристройки на столбах перед скенэ, обработанные в виде полуколонн, — проскении, которые соединялись со скенэ особым деревянным перекрытием. Оно вошло в театральный обиход в качестве «места, с которого говорят», или логейона.

Также начали активно использоваться машины в качестве вспомогательных средств по ходу действия. Самая интересная машина — для выхода на сцену богов, появляющихся как бы сверху, из эфира. Позже deus ex machina (с лат. — «бог из машины») станет обозначать неожиданную развязку той или иной ситуации с привлечением внешнего, ранее не действующего в ней фактора. Существовали также приспособления, которые создавали видимость появления актера из-под земли: они назывались подъемами или адскими лестницами.

Драматическая дуэль, или Великие дионисии

Театр в Древней Греции возникает из чествований Диониса — бога плодородия. Великие дионисии — так назывались эти всенародные гулянья — праздновались в месяце Элафеболионе афинского лунного календаря, то есть в марте. Во время чествования пел хор мальчиков, люди пили вино, появлялись ряженые: свита Диониса — вакханки, сатиры, силены.

Комедия, трагедия, драма: как в Античности закладывались основы театрального искусства
Руины Театра Диониса, который располагается на юго-восточном склоне Акрополя в Афинах, Греция

Следующие два дня шло состязание хоров у жертвенника Диониса, в которых пели взрослые, представлявшие десять афинских территориально-родовых округов.

Наконец, на четвертый день праздника начинались драматические состязания.

Состязания драматургов шли с восхода и до захода солнца два дня. Это была самая значимая часть празднования Великих дионисий. Она считалась кульминацией процесса.

Античный репертуар

Аристотель сообщает, что из дифирамбов, то есть из песен, прославляющих Диониса, возникла греческая трагедия. Первые трагедии появляются в Афинах в VI в. до н. э. По мнению Аристотеля, трагедия «произошла путем перемен из сатирического представления», то есть драмы сатиров.

Комедия, трагедия, драма: как в Античности закладывались основы театрального искусства
Место для привилегированного зрителя в первом ряду амфитеатра

Считается, что начало трагическому жанру положил поэт Арион, живший на острове Лесбос. Его сочинениями восторгался Овидий, но до нас от них не дошло ни строчки. Комедии происходят «от зачинателей фаллических песен». Само слово «комедия» с греческого переводится как «песня космоса» — в те времена так назывались фаллические шествия ряженых в праздник урожая.

В пьесах античных авторов были отражены характеры и поступки «лучших людей, нежели ныне», по словам Аристотеля, автора теоретического трактата о драме под названием «Поэтика». Сюжеты трагедий заимствовались из далекого прошлого, даже мифического, комедии же были остросоциальные, злободневные, высмеивающие пороки граждан — в частности, политических деятелей.

Отбор пьес осуществлялся первыми архонтами, то есть высшими должностными лицами в древнегреческих полисах. Одновременно с предоставлением автору права участвовать в состязании ему давался хор под руководством хорега, который был обязан подготовить его к предстоящему выступлению. И актер-протагонист, и поэт-автор, так же как и все остальные участники спектаклей, должны были принадлежать к числу полноправных афинских граждан. Рабам, а также женщинам было запрещено участвовать в представлении. Среди актеров тоже было деление: комедийные никогда не участвовали в трагических постановках, а трагические — в комедийных.

Из-за того что в соревнованиях участвовали по три трагика и три комика, зрителям приходилось смотреть по 15 пьес за двое суток — 9 трагедий, 3 драмы и 3 комедии. Такой нон-стоп был обусловлен еще и тем, что в античных пьесах соблюдался закон трех единств: места, времени и действия, а потому нельзя было просто прерывать представление.

Великие драматурги

Расцвет афинской драматургии связан с именами Софокла, Еврипида, Эсхила, Аристофана. Эсхил — старший поэт. Вы наверняка знаете его пьесу «Прометей прикованный». Он начал ставить свои произведения в 25 лет, но признание и первый успех пришли к нему лишь в 40. После себя он оставил, по одним данным, около 72 пьес, по другим — 90 драматических произведений, 13 раз удостаиваясь первого места на афинских соревнованиях.

Комедия, трагедия, драма: как в Античности закладывались основы театрального искусства
Скульптурный портрет Эсхила — великого античного трагика

Младший современник Эсхила — Софокл, знаменит пьесами «Царь Эдип» и «Антигона». Родоначальником психологической драмы на древнегреческой сцене стал Еврипид, громкую славу которому принесла трагедия «Медея». Аристофан — один из величайших поэтов, сочинявших комедии. Ему не было еще полных двадцати лет, когда он начал писать и ставить свои первые пьесы (опередив, таким образом, Эсхила). Самые известные комедии его авторства, дошедшие до нас и даже входящие в программу в некоторых школах, — «Облака» и «Лягушки».

Для древних греков представления являлись и богослужениями, и политической ареной, и соревнованием. Все драматургические произведения были написаны стихами, аттическим языком, который считался классическим образцом языка в Древней Греции, вышедшим нынче из употребления.

Древнегреческий театр оказал влияние на все времена, вплоть до того, в котором мы живем. Огромное количество сюжетов, претерпевающих различные метаморфозы в наши дни, было придумано теми драматургами. Неслучайно сейчас темы древнегреческих трагедий и комедий мы называем «вечными». Моральные и философские проблемы, поднимавшиеся на сцене античного театра, остаются столь же важными для нас, как и для людей древности.

Фото: DEA / G. DAGLI ORTI / Contributor / Getty Images, Bildagentur-online / Contributor / Getty Images, Education Images / Contributor / Getty Images, De Agostini / Contributor / Getty Images, PHAS / Contributor / Getty Images, Araldo De Luca / Contributor / Getty Images, (в анонсе)

Материал опубликован в марте 2018, частично обновлен в марте 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения