Предок с Мадагаскара: зубы древних лемуров помогли по-новому взглянуть на неандертальцев

Останки вымершего примата подсказали антропологам, откуда у наших предков повреждения на челюсти

14 декабря 2022
Smokeybjb / Wikipedia

Анализ зубов вымершего «обезьяннего» лемура Archaeolemur, останки которого около ста лет тому назад были найдены на Мадагаскаре, выявил удивительное анатомическое сходство огромного примата с неандертальцами.

Сотрудники факультета стоматологии Университета Отаго (Новая Зеландия) и специалисты по лемурам из США, статья которых опубликована в American Journal of Biological Anthropology, подробно изучили сохранившиеся 447 зуба.

American Journal of Biological Anthropology

Ученые пришли к выводу, что этот вымерший примат огромного размера значительно отличается от современных лемуров, обитающих на Мадагаскаре, и, скорее, похож на человекообразных обезьян, включая, собственно, человека.

Так, характер сколов на зубах археолемура, их расположение и частота очень напоминают картину, которую специалисты наблюдают, изучая зубы неандертальцев. В отличие от современных приматов, у древнего лемура, как и у неандертальцев, особенно много таких сколов на передних зубах, а на задних их почти нет.

American Journal of Biological Anthropology

До сих пор считалось, что сколы на передних зубах неандертальцев связаны с тем, что они использовали зубы при изготовлении каменных орудий. Однако, как отмечают ученые, очень сомнительно, чтобы лемуры действовали так же. У них сколы на крупных, мощных передних зубах, скорее всего, связаны с характером их питания — приматам приходилось откусывать очень твердую, грубую пищу.

Исследователи предположили, что повышенный износ передних зубов неандертальцев может быть вызван точно такой же причиной, а вовсе не необходимостью изготавливать каменные орудия. Таким образом, вымерший примат позволил ученым по-иному взглянуть на эволюцию вида Homo.

Ранее биологи предположили, что людям в наследство от лемуров досталась одна неприятная привычка.