Потому что «переходный»: в Китае найден один из самых древних стегозавров, живший 165 млн лет назад

Почему он не похож на своих сородичей?

4 июля 2024Обсудить

A. Belov / CC BY-SA 3.0.

Китайские палеонтологи обнаружили фрагменты скелета ранее неизвестного динозавра в геологической формации Ванцзяшань в провинции Ганьсу. Изучение окаменелости заставило специалистов посомневаться, но все-таки ящера отнесли к стегозаврам. По словам исследователей, его внешний вид сильно отличался от других динозавров этого рода. Причина в том, что он жил намного раньше большинства из них. Описание Байинозавра опубликовано в журнале Scientific Reports.

Стегозавры были панцирными травоядными гигантами до 9 метров в длину, с маленькими головами, характерными костяными пластинами на спинах и шипами на конце хвоста, а также пальцами, похожими на копыта и мелкими зубами-«колышками». Их расцвет пришелся на позднюю юру, когда они распространились на всех континентах кроме Австралии и Антарктиды. А вот самых ранних стегозавров из середины юрского периода открыто всего 5 видов: в Великобритании, Аргентине, Марокко и два в Китае. Поэтому их эволюция в самом начале развития мало изучена.

Scientific Reports

Новая находка сделана в районе исследований палеонтологов — в северо-западной части бассейна Баоцзишань недалеко от города Байинь. Поэтому динозавр получил имя Baiyinosaurus baojiensis. Ученые обнаружили части черепа, один шейный, один хвостовой и семь спинных позвонков. Проанализировав окаменелости, команда пришла к выводу, что Байинозавр является одним из самых ранних стегозавров, живших в среднеюрскую эпоху около 165 миллионов лет назад.

Однако морфологически (внешне) он значительно отличается от своих более поздних родственников. Например, формой черепа и позвонков, говорят эксперты.

«Лобная часть байинозавра обладает уникальной характеристикой: она шире, чем у большинства стегозавров. Характерные сочетания спинных позвонков байинозавра также отличаются от других видов», — пишут авторы исследования.

Scientific Reports

По мнению ученых, эти особенности больше напоминают ранних тиреофоров. И байинозавры, вероятно, по морфологии были переходным видом между ними и начинавшими свою отдельную эволюцию стегозаврами.

Открытие, как объясняют эксперты, показывает, что стегозавры могли «ответвиться» от своей сестринской группы — анкилозавров в начале средней юры или даже намного раньше.