Посмотрите на Симу — самую старую крысу в мире. Ученые омолодили ее органы, и это может сработать с людьми

Симе 47 месяцев, это вдвое больше, чем обычно живут такие грызуны

10 февраля 2023
The Guardian

Биологи из Калифорнии научились омолаживать пожилых крыс с помощью переливания плазмы от молодых особей. Самое старое из животных — альбинос Сима, она уже побила рекорд, дожив до 47 месяцев, и по-прежнему здравствует.

Специалисты из лаборатории Yuvan Research, работающей над омоложением, и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе уже проводили исследования по борьбе со старением. Предыдущие эксперименты показали: молодая плазма крови оказывает благотворное воздействие на различные органы у мышей. Стареющие ткани активизируются на эпигенетическом уровне, в том числе в печени, сердце, гипоталамусе и в крови. По словам ученых, биологические часы как будто заводятся заново.

Метод разработали на основе плазмы. Ее берут у молодых млекопитающих, очищают и концентрируют, удаляют тромбоциты, которые могут вызвать нежелательные реакции иммунитета. Донорами могут выступать свиньи, коровы, овцы и люди. Количество плазмы для терапии должно быть равно тому, сколько ее у получателя во всем теле.

В исследовании участвовали 16 крыс Спрэга-Доули: восьми из них вводили концентрированную плазму Е5, а восьми другим — как контрольной группе — просто плацебо с физраствором. Вторая группа в среднем прожила 34–38 месяцев, а крысы с обновленной плазмой крови 38–47 месяцев, также у них улучшилась в 2,8 раза сила захвата.

На данный момент из всей группы остается в живых только крыса Сима — ей уже три года и 11 месяцев. Теперь Сима, родившаяся 28 февраля 2019 года, — самая старая самка своего вида, она побила предыдущий рекорд долгожительства почти на полгода.

Обычно эти крысы-альбиносы живут в среднем от двух до трех лет. Окончательные результаты будут опубликованы только после естественной смерти Симы.

Гарольд Катчер

«Истинный смысл наших экспериментов в том, чтобы продлить молодость, омолодить людей, сделать их золотые годы действительно золотыми, а не годами боли и дряхлости. Но если нам удастся это сделать, нам также удастся продлить жизнь, и это неплохой побочный эффект».

Пока у ученых нет никаких данных о том, как это будет работать на человеке. Эксперты по проблемам старения рассчитывают, что открытие подтвердится в будущих экспериментах. По их оценкам, безопасное омоложение организма может стать обычным явлением уже в ближайшие двадцать лет.