Посмотрите на эту капсулу: возможно, в ней находится доказательство жизни на Марсе

Марсоход оставил на поверхности Красной планеты первую из 10 пробирок с образцами грунта

23 декабря 2022

Марсоход НАСА Perseverance приступил к завершающему этапу своей основной миссии на Красной планете: он начал готовить собранные образцы к отправке на Землю. Первая титановая капсула с марсианской породой была выложена на поверхность на участке Три Вилки. В следующие два месяца там должно появиться первое инопланетное хранилище из 10 пробирок, в которых позже, возможно, найдут следы марсианской древней жизни.

«Настойчивый» марсоход собирает данные о геологии и истории климата планеты, изучает поверхность, чтобы проложить путь для будущих миссий человечества. А также берет образцы марсианских пород и реголита, хранит их и должен будет передать другим аппаратам для доставки на Землю, где их ждут исследователи.

На данный момент у Perseverance есть 17 основных образцов, включая один атмосферный — все они запечатаны и помещены в «брюхо» аппарата. И как минимум 10 дубликатов — эти пробы в титановых трубках он должен складировать на Трех Вилках, чтобы создать резервное хранилище.

В кампании по возврату капсул на Землю предусмотрены несколько вариантов действий.

1. Сам марсоход доставит основные образцы роботизированному посадочному модулю, тот своей «рукой» переместит пробирки на борт небольшой ракеты. Она отправится на орбиту Марса, где еще один космический корабль должен будет перехватить контейнер с образцами и доставить на нашу планету.

2. Если марсоход по какой-то причине не сможет доставить образцы, будет оправлена пара инопланетных беспилотных вертолетов, которые заберут капсулы со склада.

В первой пробирке, упавшей в хранилище, как сообщают в НАСА, содержится образец ядра магматической породы. Он размером с мелок, неофициальное название — «Малайский». Взята проба была 31 января 2022 года в районе Южная Сита в марсианском кратере Езеро.

Чтобы достать капсулу из своего брюха, проверить ее и выложить на красную почву Марса (сбросить с высоты 89 см), Perseverance понадобился почти час. При этом попасть надо было на заранее отобранный специалистами миссии участок поверхности.

После этого инженеры Лаборатории реактивного движения НАСА настроили камеру на конце роботизированной руки аппарата так, чтобы убедиться, что трубка на месте, не попала под его колеса и не приземлилась вертикально на один своих наконечников — так ее бы было сложнее поднять в будущем.

На этот случай разработчики предусмотрели решение — написали серию команд для марсохода, чтобы он мог осторожно опрокинуть капсулу одним из своих креплений на конце «руки». Пока эта технология не пригодилась, но в ближайшие недели Perseverance предстоит отгрузить еще несколько образцов.

По словам исследователей, увидеть первый образец на поверхности — это знаменательное событие. Это завершение основного этапа миссии Perseverance, который подойдет к концу 6 января 2023 года.