В пустыне проснулись трехглазые «креветки-динозавры»: что их разбудило и чего от них ждать?

Объясняем, кто такие щитни и чем они примечательны

6 сентября 2023Обсудить
@SONICAIDS via The New York Post

Трехглазые «креветки-динозавры» выбрались на поверхность пустыни Блэк-Рок в США. Фото существ публикуют в соцсетях участники фестиваля Burning Man. Из-за ливней пустынная территория, где проходит мероприятие, превратилась в огромную грязную лужу глубиной до 30 сантиметров. Кроме необычных условий для фестиваля и многокилометровой пробки на выезде, осадки привели к появлению необычных животных.

Эти триопсы (от греческого трехглазый) могут годами жить под землей, пока их не разбудит дождь, как это случилось в Неваде. Другое название ракообразных, щитни, дано им из-за пластины, которая, как щит, покрывает тело. Щитни появились на Земле 250 миллионов лет назад, одновременно с динозаврами, и почти без изменений дожили до наших дней. Взрослый щитень вырастает от 2 до 12 сантиметров, срок жизни существа — от 50 до 90 дней.

Ракообразные питаются грунтом, мягкими частями растений, насекомыми, мальками рыб. Неприхотливые триопсы живут на всех континентах Земли, кроме Антарктиды. В качестве дома они предпочитают стоячие воды: канавы, лужи, водоемы в оврагах.

Чтобы выживать в суровых условиях, у щитней есть особая форма существования — циста. Находящиеся в такой форме эмбрионы, защищенные оболочкой, щитни зарывают в песок, где те могут храниться десятилетиями, пока не наступят условия для развития.

Эта живучесть и способность «просыпаться» роднит щитней с другими рекордсменами выживания — тихоходками.