Попробуй догони: 10 самых быстрых животных на Земле

Гепард — далеко не чемпион мира, даже среди млекопитающих

4 августа 2023

Оригинальный олимпийский девиз «быстрее, выше, сильнее» актуален не только для спортсменов, но и для животных, ведь в мире природы постоянно идет состязание, главным призом в котором оказывается сама жизнь. Часто важным оружием в борьбе за нее является скорость. Vokrugsveta.ru рассказывает о самых быстрых обитателях нашей планеты.

Сложности замеров

Определение скорости животных в воздухе, на земле или в воде является непростой задачей и чревато погрешностями. По этой причине источники немного (а порой и заметно) расходятся в показателях максимальной скорости самых быстрых существ на Земле. Мы постарались отобрать заслуживающие доверия данные, но считать их абсолютно точными всё же нельзя.

Самая быстрая птица

Сапсан, 389 км/ч

Попробуй догони: 10 самых быстрых животных на Земле

Сапсан давно удерживает за собой титул не только самой быстрой птицы, но и самого быстрого животного в мире. В пикировании хищник разгоняется быстрее 320 км/ч, хотя некоторые исследования фиксировали и куда большую скорость. При падении камнем с неба на жертву сапсан испытывает огромные перегрузки, но скорость позволяет ему наносить добыче молниеносный смертельный удар. Расчеты показывают, что в теории сапсан может разгоняться до 400 км/ч.

Беркут, 322 км/ч

Попробуй догони: 10 самых быстрых животных на Земле

Беркут несколько уступает сапсану в скорости и считается вторым в списке быстрейших в мире животных. Зато он существенно превосходит маленького сапсана в размерах. При размахе крыльев до 240 см он может весить свыше 6 кг. Столь мощному охотнику под силу добыть лису или даже молодого волка. Заприметив добычу, беркут пикирует на нее и убивает. Убежать от столь быстрого охотника очень трудно.

Иглохвостый стриж, 169 км/ч

Попробуй догони: 10 самых быстрых животных на Земле

Большую часть жизни стрижи проводят в воздухе. В полете они искусно маневрируют, преследуют разнообразных насекомых. На земле же они неуклюжи и почти беспомощны. Ученые предполагают, что для защиты от пикирующих хищников у стрижей в процессе эволюции сформировались выдающиеся скоростные качества, заодно позволяющие им успешно ловить добычу. На звание рекордсмена среди стрижей претендует иглохвостый стриж, который, по некоторым данным, однажды смог разогнаться в горизонтальном полете, а не в пикировании, как сапсан и беркут, почти до 170 км/ч. Впрочем, точность этих измерений вызывает у многих исследователей вопросы.

Самое быстрое млекопитающее

Бразильский складчатогуб, 160 км/ч

Попробуй догони: 10 самых быстрых животных на Земле
U.S. Fish and Wildlife Service Headquarters, Public domain, via Wikimedia Commons

Многие уверены, что самое быстрое млекопитающее — гепард. Это не совсем соответствует действительности, ведь некоторые млекопитающие умеют летать и делают это очень быстро. Чемпионом по скорости среди них считается бразильский складчатогуб. Эта крохотная летучая мышь способна составить конкуренцию стрижам, а еще складчатогубы могут летать на высоте более 3 км.

Самое быстрое наземное животное

Гепард, 98 км/ч

Попробуй догони: 10 самых быстрых животных на Земле

Гепард, о скоростных качествах которого знают, наверное, все, действительно не имеет себе равных в скорости среди наземных животных. Чтобы поймать добычу, гепарды делают стремительный рывок, но бежать на пределе возможностей они могут лишь считаные секунды. Данные о рекордах скорости гепардов разнятся — точно можно сказать, что эти кошки способны разогнаться примерно до 100 км/ч (такой результат был зафиксирован в 2012 году), но сообщения о гепардах, развивавших скорость свыше 110 и даже 120 км/ч, сегодня ставятся под сомнение.

Вилорог, 88,5 км/ч

Попробуй догони: 10 самых быстрых животных на Земле

Эта антилопа, обитающая в Северной Америке, заслужила звание самого быстрого наземного млекопитающего после гепарда. Интересно, что на всем континенте нет хищников, способных догнать здорового взрослого вилорога. Им остается охотиться только на детенышей, а также на больных и слабых особей.

Спрингбок, 88 км/ч

Zoonar via via Legion Media

Африканская антилопа спрингбок почти столь же быстра как вилорог. С учетом количества хищников, которые охотятся в Африке на антилоп, бегать спрингбокам, как и всем их сородичам, приходится довольно часто.

Самая быстрая рыба

Черный марлин, 129 км/ч

Черный марлин
Kelly Dalling / Getty Images

Вода обладает большей плотностью, чем воздух, и потому не кажется подходящей средой для скоростных рекордов. Тем не менее некоторые океанские обитатели умеют перемещаться очень быстро. Одними из самых быстрых считаются представители семейства марлиновых: один черный марлин как-то раз разогнался почти до 130 км/ч. Этот рекорд вызывает недоверие у многих специалистов, поэтому быстрейшей рыбой иногда называют парусника — другого представителя семейства. Эта рыба, как утверждается, может развить скорость около 110 км/ч.

Самое быстрое насекомое

Слепень, 145 км/ч

Lukas Jonaitis from Vilnius, Lithuania, CC BY 2.0 , via Wikimedia Commons

Можно предположить, что быстрейшим на свете насекомым является какая-то стрекоза, но рекорд принадлежит одному из многочисленных видов кровососущих слепней. По крайней мере, об этом свидетельствуют результаты эксперимента, проведенного американскими учеными с самцом слепня Hybomitra hinei.

Самая быстрая рептилия

Гигантский варан, 40 км/ч

Universal Images Group via Legion Media

Рептилии не могут на равных состязаться в скорости с другими участниками нашего рейтинга, но и среди них есть те, кто способен бегать довольно быстро. В основном прыткостью отличаются ящерицы, а на звание чемпиона среди них претендует гигантский варан. Этот хищник длиной свыше 2 м обитает в Австралии и охотится в основном на млекопитающих, хотя не брезгует и другой добычей.