Эта драма разыгралась в XIX веке и поразила современников. Уже тогда говорили, что ее нужно описать в увлекательном романе. Сегодня бы сняли кино или сериал. Речь о почти забытой истории любви поэта-революционера Сергея Синегуба и дочери сельского священника Ларисы Чемодановой.

Фото №1 - Поэт и дочь сельского священника: фиктивный брак во имя революции
Сергей Синегуб
Фото №2 - Поэт и дочь сельского священника: фиктивный брак во имя революции
Лариса Чемоданова

Судьба свела их почти случайно. Сергею был 21 год, он жил в столице, учился в Петербургском технологическом институте и был членом революционного кружка «чайковцев». Будучи пламенным оратором и талантливым пропагандистом, Синегуб занимался распространением идей революции, всеобщего равенства и справедливости.

Ларисе было 16, она окончила Вятское епархиальное училище и мечтала попасть в столицу, чтобы вместе с революционерами бороться за народное счастье. Дело в том, что желание быть полезной обществу появилось у нее еще в детстве, а в училище классная дама, член нелегального кружка Анна Кувшинская сумела увлечь девицу революционными идеалами. Юная Лариса, нареченная вятским архиереем Софией, настолько загорелась желанием тоже послужить делу, что даже готова была освободиться от «семейного гнета» — бежать из дома. Но батюшка воспротивился, заявив, что не хочет, чтобы его дочь стала «развратной стриженной девкой».

Фото №3 - Поэт и дочь сельского священника: фиктивный брак во имя революции
История любви Синегуба и Чемодановой легла в основу сценария художественного фильма «Нас венчали не в церкви» Бориса Токарева

Вот тогда-то Кувшинская и решила помочь юной девушке покинуть семейное гнездышко. Но как? Выход из ситуации, по мнению Анны, был один: фиктивный брак! Лариса согласилась и стала намекать родителям о существовании тайного жениха. Отец Василий был рад. Ведь дочь надо было пристроить, да и отвадить от вредных, как он был убежден, увлечений.

«Чайковцы», узнав от Кувшинской о томящейся в родительской неволе юной особе, разрабатывали план ее «освобождения». На роль жениха выбрали Синегуба. Чтобы «жених» выглядел солидно, собрали для него деньги, нашли сюртук, цилиндр. Красиво говорить и убеждать он и так прекрасно умел. Так что оставалось только произвести хорошее впечатление на родителей невесты.

Сергей должен был представиться богатым дворянином, которому не надо приданного, а только рука и сердце Ларисы. Он изложил ей в письме  придуманную историю их любви, описал себя, чтобы им легче было изображать влюбленных.

Когда все приготовления были завершены, жених приехал к дому Чемодановых. Лариса при родителях и посторонних бросилась к нему в объятия и радостно произнесла: «Сережа! Наконец-то ты приехал!» В этот момент влюбленные поцеловались. Все присутствующие были изумлены.

Жених родителям очень понравился. Правда, у батюшки были кое-какие сомнения. Чтобы развеять их, Сергей с Ларисой подолгу проводили время вместе, нежно держались за руки.

В конце концов, отец Василий благословил их, и 12 ноября 1872 года молодые обвенчались. Вскоре молодожены уехали в Петербург, где на время расстались: Лариса поселилась в женской коммуне, а Сергей продолжил агитировать рабочих подниматься на борьбу за свои права. При этом фиктивные супруги поняли, что полюбили друг друга по-настоящему. Но Сергей, как истинный революционер, не мог признаться освобожденной ради дела девушке в своих чувствах. Лариса сама призналась ему в любви. Так брак из фиктивного  стал настоящим.

Фото №4 - Поэт и дочь сельского священника: фиктивный брак во имя революции

Супруги вместе вели подпольную работу и таки попали в поле зрения полиции. Лариса была арестована, но из-за недостаточности улик выпущена. Сергею повезло меньше. Он проходил по громкому делу ста девяносто трех и получил суровый приговор: 10 лет каторжных работ с последующим бессрочным поселением в Сибири. На Кару он прибыл в 1878 году. Как и многие каторжане, трудился в сырых разрезах, снимал торф. Через год его перевели в вольную команду. Этот перевод означал, что теперь можно было поселиться вне стен каторжной тюрьмы и даже жить с семьей. 

Лариса при первой же возможности приехал на каторгу к мужу вместе с грудным сыном Сергеем. Присутствие жены и сына не дало Сергею Силычу пасть духом.

Кару, несмотря на все страдания, Синегуб представлял как чудесное творение природы, которое было осквернено тюрьмами.

Горные кряжи
…с их тайгами, всегда изумрудными,
С их отвесными скалами чудными,
Молчаливою армией грозною 
Обступили Кару златоносную. 
А Кара меж отвалами роется 
И, ревя, день и ночь беспокоится. 
Ропщет, злится струя её мутная, 
Что какая-то сила беспутная 
Её область свободную, горную 
Осквернила неволей позорною.

Порфирий Масюков

Семья Синегуб занималась на Каре просвещением детей ссыльнокаторжных. В детском каторжном приюте они вели уроки, помогали организовывать спектакли и праздники.

Заведующий нерчинскими ссыльнокаторжными Владимир Осипович Кононович, человек гуманный и либеральный, закрывал глаза на участие Синегуба в подобных мероприятиях, хотя официально политическим запрещалось вести какие-либо занятия с детьми. Однако Ларисе Синегуб учительствовать было дозволено официально. За уроки Кононович назначил ей плату сначала 15, а потом 25 рублей в месяц. Однажды во время визита на Кару ее учеников опрашивал военный губернатор Забайкальской области Лука Ильяшевич, и остался весьма доволен их ответами.

Фото №5 - Поэт и дочь сельского священника: фиктивный брак во имя революции

Отбыв наказание на Каре, семья Синегуб много скиталась по Сибири. Им довелось жить в Чите, Благовещенске, Томске.  Супруги сотрудничали с местными газетами, занимались литературным творчеством. Казалось, что основные трудности уже позади. Однако судьбой им были уготованы новые испытания. В Чите застрелился их семнадцатилетний сын Сергей, позже свела счеты с жизнью дочь Наталья. На Амуре ушла из жизни в возрасте четырех лет Шура. В 1904 году чета потеряла сына Анатолия, ушедшего воевать с Японией. 

Сергей Синегуб скончался в 1907 году в Томске. Через год его сын Лев, участник революционного движения, был повешен. 

Лариса Васильевна пережила мужа на шестнадцать лет. Занималась литературой, публицистикой. Историю своей любви она поведала в рассказе «Былое». В «Записках чайковца» Сергея Синегуба эта удивительная история тоже нашла отражение.

Вместе они прошли сложный, полный несчастий путь, но ничуть не сожалели о заключении фиктивного брака.