Подножный корм: как найти воду и пропитание в походе

В походы лучше ходить группой и с опытным инструктором, взяв собой необходимый запас провизии. Но нужно быть готовым и к возможным форс-мажорам

В походах случается всякое: можно отстать, заблудиться, потерять рюкзак с припасами. Инструктор и организатор горных походов Виталий Кадыров, рассказывает, как нужно действовать в такой ситуации и как найти еду и воду в дикой природе.

Vlad Deep / Alamy via Legion Media

Вода

Как известно, без пищи человек может продержаться несколько дней при сравнительно неплохом самочувствии, а вот без воды, особенно в жаркое время года, счет может идти на часы.

Если вы отправились горную местность, то воду можно пить практически из всех открытых водоемов — озер, ручьев, рек. Если такого водоема поблизости не оказалось, воду можно найти в трещинах или пещерах — именно там выходят на поверхность родники. На всякий случай эту воду стоит предварительно вскипятить.

Найти воду помогут животные и растения. Обращайте внимание на тропы — звери могут ходить по ним на водопой. Наблюдайте за птицами — если их много на деревьях и они низко летают, то рядом есть вода.

Zbynek Pospisil / Alamy via Legion Media

Жажду можно утолить и утренней росой. Для этого потребуется выкопать небольшую яму, застелить дно полиэтиленом и закрепить его камнями или другим материалом, не впитывающим жидкость. За ночь на пленке соберется достаточно влаги. Если пленки под рукой нет, можно взять кусок ткани, поводить им по траве с росой и выжать собранную воду в подходящую емкость.

Помните, что не всю воду, которую удалось найти, можно пить без предварительной очистки. Ни в коем случае нельзя употреблять воду, имеющую неприятный запах, и воду, в которой присутствуют волокна или слизь.

Еда

Для выживания в экстремальных условиях используйте все съедобное, что сможете найти. Склоны гор обычно небогаты растительностью, поэтому как можно быстрее спускайтесь в лесную зону. Летом и ранней осенью в лесу можно найти землянику, дикую малину, ежевику, смородину. Часто встречаются грибы: подосиновики, белые, маслята подберезовики. Перед употреблением их нужно обязательно обжарить или отварить. Не собирайте грибы, если не можете с уверенностью определить их вид.

Кроме  ягод и грибов, в лесу можно найти и другую пищу, включая орехи, дикий виноград, а также многочисленные растения: лопухи, одуванчики, папоротник, кислицу, молодую крапиву. И если корни лопуха перед употреблением надо отварить, то одуванчик, кислица, крапива, щавель и клевер могут употребляться в пищу в сыром виде.

Но не каждое растение съедобно для человека. Категорически не рекомендуется есть растения с цветной или молочной жидкостью на изломе, растения с волосками и шипами, а также любые неизвестные растения.

Maksim Safaniuk / Alamy via Legion Media

Помимо растительной пищи можно утолить голод насекомыми, червями и моллюсками. Большинство из них съедобны и даже считаются деликатесами в некоторых регионах. При этом улиток, муравьев, кузнечиков и дождевых червей можно есть сырыми.

Но и тут есть исключения — избегайте ярких насекомых, особенно красных, желтых или оранжевых, а также насекомых с сильным запахом и видимым жалом.

3 главных совета

1. Перед походом обязательно изучите маршрут, чтобы знать, какие источники воды там можно найти. Выясните, какие растения там встречаются и какие из них съедобны.

2. Всегда носите с собой набор для выживания, в котором обязательно должны быть огниво, спички в герметичной упаковке и нож.

3. Пытайтесь растянуть имеющиеся запасы до тех пор, пока не будете уверены, что сможете добыть пропитание.