Почему вымерли динозавры? Еще один катастрофический сценарий событий, случившихся 66 млн лет назад

Палеонтологи выдвинули новую версию о том, что именно убило рептилий

1 ноября 2023

Science Photo Library via Legion Media

Около 66 миллионов лет тому назад в Землю врезался гигантский астероид размером больше горы Эверест. В результате столкновения у побережья полуострова Юкатан в Мексике образовался кольцевидный кратер диаметром 180 километров и глубиной, достигавшей 20–30 и даже более километров. Астероид, диаметр которого составлял 10–12 километров, получил название Чикшулуб по имени близлежащего мексиканского городка.

Эта катастрофа привела к тому, что на планете вымерли три четверти всех живых существ, включая динозавров. Однако какие именно последствия столкновения с астероидом привели к массовому вымиранию видов, остается предметом споров среди специалистов.

До сих пор ведущей гипотезой на этот счет была следующая: после столкновения в воздух поднялись испарения серы и копоть от лесных пожаров и блокировали солнечное излучение, погрузив Землю в долгую, темную зиму, убившую всех, кроме самых живучих счастливчиков.

Однако авторы нового исследования, опубликованного в журнале Nature Geoscience, пришли к выводу, что виной тому были, в первую очередь, мельчайшие частицы силикатной пыли от буквально превращенной в прах ударом астероида горной породы. Эта пыль оставалась в атмосфере Земли в течение 15 лет. В результате средняя температура воздуха на планете упала на 15 градусов по Цельсию. Это привело к полному прекращению фотосинтеза у растений, по крайней мере, на год, и стало катастрофой для жизни на Земле.

Следы этой пыли ученые обнаружили за три тысячи километров от кратера Чикшулуб, в американском штате Северная Дакота, в осадочных отложениях древнего озера. Размер частиц составлял от 0,8 до 8 микрометра, что, по оценкам ученых, позволяло им парить в атмосфере в течение 15 лет. Климатическое моделирование показало, что именно пыль сыграла ключевую роль в массовом вымирании видов. По оценкам исследователей, атмосферный слой, на 15 лет закрывший поверхность планеты от солнечных лучей, на 75% состоял из пыли, на 24% — из серных испарений и на 1% из копоти от лесных пожаров.

Удивительное совпадение, но там же, в Северной Дакоте недавно нашли кости ящера, которого назвали в честь мифического змея из скандинавских мифов.