Почему у людей нет хвоста? И как мы за это расплачиваемся

Наши предки утратили эту часть тела 25 миллионов лет назад

1 марта 2024
Почему у людей нет хвоста? И как мы за это расплачиваемся

agefotostock via Legion Media

Примерно 25 миллионов лет тому назад общий предок людей и человекообразных обезьян генетически отделился от других обезьян и утратил хвост. До сих пор ученым не удавалось найти генетическую мутацию, ответственную за это кардинальное изменение в нашей анатомии.

Но специалистам из Институтов вычислительной медицины и системной генетики Нью-Йоркского университета (США), статья которых опубликована в журнале Nature, наконец удалось выявить уникальную мутацию в гене TBXT, отвечающем за длину хвостов у хвостатых животных, благодаря которой наши предки, собственно, хвостов лишились.

Как установили ученые, у человекообразных обезьян и людей в гене TBXT есть участок ДНК, который полностью отсутствует у хвостатых обезьян. Этот генетическая последовательность меняет структуру белка, который кодирует TBXT. При этом ген параллельно продолжает кодировать и предыдущую версию своего белка. В результате в клетках людей и человекообразных обезьян присутствуют обе версии белка TBXT, что предотвращает формирование хвоста, пришли к выводу исследователи.

Эволюционные биологи предполагают, что именно утрата хвоста позволила нашим далеким предкам начать ходить на двух ногах. Но весьма возможно, что за это мы, как вид, поплатились повышением риска spina bifida (расщепления позвоночника) — врожденного дефекта, затрагивающего нервную трубку (эмбриональную структуру, из которой развиваются спинной и головной мозг). Эта патология встречается приблизительно у одного из каждой тысячи новорожденных в мире.

Гипотеза о связи между потерей хвоста и повышенным риском spina bifida появилось у исследователей по итогам экспериментов над лабораторными мышами: у животных с «бесхвостой» мутацией в гене TBXT действительно от рождения отсутствовали хвосты, но чаще встречался эмбриональный дефект нервной трубки.

Как «генетическая революция» в организме утконоса 220 миллионов лет назад помогла появиться людям, Vokrugsveta.ru рассказывал ранее.