Почему ночью темно?

Wirestock via Legion Media

Потому что свет далеких звезд еще не дошел до Земли

Самое простое объяснение — потому что ночью не светит Солнце — увы, не проходит. Ведь даже когда Солнце освещает другое полушарие, на затененную сторону нашей планеты должны проливать свет мириады других звезд. Конечно, они находятся гораздо дальше нашего светила, но удаленность солнц компенсируется огромным их числом. Стало быть, ночью должно быть почти так же светло, как днем! Но на деле мы наблюдаем другое.

На этот парадокс в 1823 году обратил внимание немецкий астроном Ольберс, чье имя он и носит. Одно время его пытались разрешить следующим образом: свет далеких звезд экранирует космическая пыль. Но это объяснение пришлось отставить — ведь сама космическая пыль под действием излучения мириадов солнц должна была раскалиться и сиять почти так же, как сами светила.

Известно, что наша Вселенная расширяется. Но чем быстрее удаляется от нас источник, тем больше становится длина световых волн, им излучаемых. То есть свет убегающей от нас звезды, родившись, к примеру, синим, к нам попадет значительно покрасневшим и может оказаться вообще в невидимом глазу инфракрасном, а то и радиодиапазоне.

Но самое главное даже не это. С момента Большого взрыва прошло «всего» 14 миллиардов лет, так что свет от далеких галактик просто еще не успел до нас добраться. А более близкие, числом около 10 миллиардов, конечно, создают на Земле некоторую освещенность, но она сильно уступает солнечной.