Почему ночью насекомые кружат вокруг источника света? Совсем не романтичный ответ энтомолога

Мотыльки не ищут погибели, а, напротив, стремятся выжить

31 января 2024

Midjourney

Помните, София Ротару в свое время пела про ночного мотылька, который не догадывался, что его ждет огонек? Ах, если бы певица знала, что огоньки мотылькам вообще не интересны! Убеждение, появившееся, наверное, с первым мотыльком, разоблачил зоолог Имперского колледжа Лондона Сэмюэл Фабиан.

Чтобы проверить, насколько правдивы слухи об отношениях мотыльков с источниками яркого света, Фабиан вместе с коллегами использовал передовые методы видеосъемки. Это позволило ученым не просто отследить насекомых, но также учесть сенсорные требования для управления их полетом и понять, как искусственный свет может их нарушить.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature Communications, по ночам мотыльки занимаются своими важными делами (например, опылением), а яркая вспышка нарушает их ориентацию — они буквально начинают путать верх с низом. Дело в том, что механизмы коррекции ориентации у насекомых развиты вполне конкретно: небо (верх) — это свет, а земля (низ) — тьма. Поэтому, когда появляется конкурирующий с небом и солнцем источник света, мотыльки (а также мухи, жуки и другие насекомые) оказываются в беспорядочной спирали постоянных корректировок курса.

То, что нам кажется отчаянным движением к источнику верной гибели, на деле оказывается для крошечных созданий непростым испытанием на прочность. Они отворачиваются от источника света, летят перпендикулярно ему, сталкиваются с другими сигналами ориентации (например, с гравитацией), что в итоге оборачивается сильным головокружением. В результате насекомые могут врезаться в объекты и падать на землю.

Таким образом мотыльки совсем не стремятся к огоньку. Наоборот, они отчаянно делают все возможное, чтобы спастись, но раз за разом терпят неудачу. А если бы вы еще знали, как животные ощущают скрытую от нас реальность!