Почему мы до сих пор одиноки во Вселенной? Российский астроном разобрал новую гипотезу

Вопрос, почему человечество еще не обнаружило инопланетян, волнует очень многих землян

5 декабря 2023

Кадр из сериала «Секретные материалы»

Астрономия, физика

Преподаватель астрономии, почетный доктор наук

Уже десятки лет проблема существования разумной жизни за пределами Земли интересует не только учёных, но и фантастов. В большинстве тематических фильмов, сериалов и компьютерных играх инопланетяне представлены как раса, стремящаяся захватить всю Галактику и конечно завоевать беспечных землян. Этот агрессивный образ, к счастью, существует лишь в умах отдельных авторов, а вот в космосе мы не видим ни малейшего следа экспансии высокоразвитых существ.

Завоевание нецелесообразно?

На сотни и тысячи световых лет вокруг Земли нет никакого намёка на армады звездолётов, которые перелетают от системы к системе и строят свои форпосты в космосе. Математик Дэниел Вальстрем считает, что обнаружить подобное мы попросту не в состоянии, ведь инопланетные цивилизации, даже если располагают соответствующей техникой, не всегда могут быть склонны к освоению соседних областей Галактики.

В своих исследованиях Вальстрем проанализировал сценарий, при котором цивилизация остаётся замкнутой в собственной планетной системе. По мнению математика, такой выбор может основываться на морали — есть все основания полагать, что это не только продукт разумной деятельности человечества, но некая универсальная эволюционная необходимость. Она возникает на определённом этапе развития любой группы существ, обладающих самосознанием.

Согласно этой концепции, Вальстрем делает вывод: инопланетяне откажутся от колонизации в масштабах Млечного Пути, ведь поначалу она приведёт к дефициту ресурсов, что создаст сложности для ускоренного развития гипотетического внеземного сообщества и породит излишние моральные дилеммы.

Замыкаясь в освоенных мирах и используя соседние только в рамках острой необходимости, инопланетная цивилизация на протяжении миллионов лет может существовать незаметно на межзвёздных  просторах, тем самым осознанно или неосознанно избегая контактов с нами.

Гипотеза космических «ушельцев»

Гипотеза Вальстрема не является исчерпывающей — в конце концов, инопланетяне могут осуществлять экспансию в очень медленном темпе, отправляя к другим звёздам ограниченные разведывательные экспедиции раз в десятки или сотни лет. Этот вариант представляется логичным и скорее всего, станет ведущим для человечества в недалёком будущем. Но всё равно рано или поздно по косвенным признакам такую «неспешную» колонизацию можно будет «засечь».

Несмотря на то, что исследования Вальстрема хорошо объясняют отсутствие контакта с инопланетянами, его выводы могут быть дополнены. Согласно гипотезе Николая Кардашёва, советского и российского астрофизика, участника программы по поиску внеземных цивилизаций, высокоразвитые инопланетяне попросту покинули нашу Галактику.

Кадр из фильма «Прибытие»

Он полагал, что на определённом этапе развития разумные существа осваивают технологии, которые позволяют им создавать другие Вселенные с определённым набором законов природы. И конечно, они пользуются своими возможностям, полностью переселяясь в более комфортные миры.

Какое из этих предположений наиболее близко к реальности, покажет время. Кажется, завершить эту заметку уместнее всего известной фразой: истина где-то там.