Почему младенцы пахнут сладко, а подростки — просто ужасно? Ученые провели эксперимент

В новом исследовании сравнили запахи малышей до трех лет и тинейджеров старше 14

2 апреля 2024

pxhere

Все родители не раз замечали, что в самом маленьком возрасте они пахнут то печеньем с молоком, то сладкой ватой, то какими-нибудь цветами. Одним словом, всем бы так пахнуть. Но стоит детям немного повзрослеть и превратиться в подростков, как от их запаха хочется бежать на край света. Что так круто меняется в молодом организме, решили узнать исследователи ароматов из Университета Фридриха Александра в Германии.

Ради науки исследователи были готовы на многое, но понимая, что слишком большое количество подростков, собранных в одном закрытом пространстве, сравнимо с небольшой Фукусимой, решили остановиться на 18 малышах в возрасте до трех лет и на 18 же подростках в возрасте от 14 до 18 лет. На них надели специальные футболки с пришитыми к подмышкам ватными дисками и отправили спать в них одну ночь.

Утром исследователи собрали с ватных дисков образцы пота и отправили их на газовую хроматографию. Как объясняют ученые в статье, опубликованной в журнале Communications Chemistry, с помощью этого метода, позволяющего расщеплять химические вещества с разными свойствами, они разделили и обнаружили в каждом образце отдельные запахи, после чего дали их понюхать добровольцам и попросили описать запах каждого вещества.

В результате ученые обнаружили 42 одоранта. Самыми разнообразными среди них были альдегиды — группа химических веществ, ответственная за «картонные», «жареные» и «ореховые» запахи.

Большую часть одорантов производили обе возрастные группы. Но только у подростков нашли аромат сандала и другой, который можно описать как «запах раздевалки». Кроме того, одоранты тинейджеров оказались куда более стойкими, чем младенческие, и не теряли своей силы после разбавления водой.

Примечательно, что один запах мог активировать множество обонятельных сенсоров в носу, а комбинация запахов приводила буквально к взрыву, вызывая уникальные и сложные модели сенсорной активности. Вместе с тем, разное сочетание компонентов «букета», как оказалось, повлияло на то, какой запах — приятный или отвратительный — будет чувствовать испытуемый.

Но почему запах тела меняется в возрасте полового созревания? На этот вопрос ученые в исследовании не отвечают. Вариантов может быть много: и гормональные изменения, и обновленный микробиом кожи, и ее липидный состав. Возможно, ответ еще проще, и виновата активация потовых или сальных желез.

После такого исследования нам срочно захотелось почитать что-то о приятных ароматах. Если и вам тоже, то посмотрите на формулу случайности и узнайте, как появились самые знаменитые духи.