Палеонтологи узнали, кем пообедал древний крокодил

В Австралии найден хищник и его жертва. Оба жили 95 миллионов лет назад и обоим не повезло

20 февраля 2022

Ученые обнаружили останки древнего родственника крокодилов, который незадолго до смерти пообедал небольшим динозавром. По словам исследователей, хищник проглотил добычу целиком. Находка сделана в отложениях мелового периода.

Палеонтологи узнали, кем пообедал древний крокодил
Julius Csotonyi

По неустановленным пока причинам крокодил умер вскоре после трапезы. Частично переваренные динозавр в его желудке окаменел вместе с охотником.

Жертвой оказался молодой орнитопод — птицетазовый растительноядный динозавр. В число орнитоподов входят, например, гадрозавры, которые из-за своеобразной формы морды получили название «утконосых». Взрослые особи гадрозавров достигали 3-4 метров. В данном случае останки принадлежат ранее неизвестному виду. Более того, в этой части Австралии впервые были обнаружены останки орнитопода.

Кости динозавра оказались слишком хрупкими, чтобы их можно было извлечь из скальных пород. Исследователям пришлось просканировать брюшную полость крокодила с помощью компьютерной томографии, а затем создать цифровые 3D-модели. Орнитопод весил около 1,7 килограмма.

Обнаруженный хищник относится к новому роду и виду. Хвост у окаменелости не сохранился, зато палеонтологам удалось найти хорошо сохранившиеся задние конечности, часть таза, череп и некоторые другие кости. В длину хищник мог превышать 2,5 метра и, вероятно, мог вырасти еще больше. Новый вид получил название Confractosuchus sauroktonos, или «сломанный крокодил-убийца динозавров».

Ученым и раньше было известно, что начиная с триасового периода (251,9 до 201,3 миллиона лет назад) крокодилы сосуществовали с динозаврами и находили некоторых из них весьма аппетитными. Однако найти одновременно хищника и его жертву — большая удача.

Использованы материалы Science Alert