Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Оживляющие кадр. Интересные факты о шумовых эффектах в кино

Нельзя просто так взять и записать звук для фильма. То, что фиксирует камера на съемочной площадке, звучит, мягко говоря, неубедительно

Особенно если учесть, что декорации зачастую бывают бутафорскими, и камнем вполне может служить пенопласт. Что уж говорить о смачном ударе по лицу или переломе чьей-нибудь конечности! А в мультфильмах и вовсе натурных съемок нет — там все шумы нужно создавать с нуля. И это не приложение к диалогам и музыке, а самостоятельное выразительное средство. Потому и люди, занятые в этой профессии, — настоящие актеры, и то, что они делают за кадром, можно сравнить с полноценным спектаклем.

Оживляющие кадр. Интересные факты о шумовых эффектах в кино

Появление в конце XIX века кинематографа вызвало неслыханный ажиотаж. Ожившие картины были настоящим чудом. Правда, тогда кино было немым, и с этим надо было что-то делать. Вариантов было два: пригласить актеров, которые рассказывали бы сюжет и читали бы реплики за героев, или «раскрасить» фильм музыкой. Аккомпанировали черно-белому экрану таперы — профессиональные пианисты, которые должны были своей игрой дополнять картинку, улавливая настроение и передавая атмосферу. Таперы работали по-разному: одни несколько раз пересматривали фильм и подбирали музыку, другие импровизировали. Выпускали даже целые сборники пьес для таперов! Там предлагались готовые произведения под настроение или в зависимости от картинки на экране. Впрочем, уже в 1930-е годы с появлением звукового кино профессия тапера изжила себя и исчезла. Хотя музыкальное оформление фильмов, конечно, никуда не делось.

Оживляющие кадр. Интересные факты о шумовых эффектах в кино
Источник:
Matteo Omied / Alamy via Legion Media

Любопытно, что в эпоху немого кино выпускались особые звуковые аппараты для механического сопровождения фильмов. Находившийся за экраном оператор в нужное время крутил ручку и воспроизводил некоторые звуки, которые совпадали с изображением.

Первопроходцем записи шумов для кино считается американец Джек Фоли. Он трудился в Голливуде на протяжении нескольких десятилетий, с 1930-х по 1960-е годы. Можно сказать, что именно он «изобрел» профессию, без которой невозможно современное кино. Именно поэтому за рубежом шумовиков называют foley artist.

Оживляющие кадр. Интересные факты о шумовых эффектах в кино
Джек Фоли
Источник:
Courtesy of Catherine Clarke via cinemontage.org

Раньше шумовики работали в команде и записывали все с одного дубля. Права на ошибку не было, и потому нужно было устраивать коллективные репетиции. Например, один имитировал стук каблуков по деревянной лестнице, другой скрипел дверью, третий ронял при этом ключи, четвертый звенел телефоном — если все это было в кадре, и нужно было успеть сделать это строго в нужный момент. Сейчас, когда можно по очереди «наложить» звуки на видео и подвинуть их куда угодно, хватает сил и одного специалиста.

Шумовое оформление фильма начинается сразу после речевого озвучивания — в идеале, если монтаж завершен, но на практике это далеко не всегда выполняется.

 Конечно, в большинстве случаев изобретать велосипед не нужно. Если в кадре надкусывают яблоко или размешивают ложечкой чай, проще так и сделать за кадром — с хрустом отведать яблока и позвенеть посудой. То же самое касается и шагов — правда, обувь и походка бывают разные, равно как и поверхности. Скрипучий деревянный пол звучит совсем не так, как асфальт, поэтому в запасе у шумовика обязательно есть специальная портативная панель с разными покрытиями для озвучивания ходьбы — от бетона до дерева. 

Но нередко звук приходится «подменять», проявляя чудеса фантазии и находчивости. Например, хождение по траве великолепно имитируется, если сминать в руках пленку от старой видеокассеты. Скрип снега легко повторить, «шагая» по обычному картофельному крахмалу. Топота копыт можно добиться, постукивая пластиковыми чашечками по собственным коленным, а за рубежом для этого чаще используют половинки кокосового ореха. Перелом небольших костей озвучивается разгрызанием сухих макарон, а серьезный перелом крупных костей — ломанием нескольких стеблей сельдерея одновременно. Если в кадре кто-то вгрызается в кусок сырого мяса, то лучше всего этот звук передаст кочан капусты, который грызут перед микрофоном. Чтобы передать удар по лицу в драке, «избивать» за кадром опять-таки приходится мясо, причем, профессиональный шумовик еще хорошо подумает, какой именно кусок выбрать. Шум моря повторяют мелкие металлические шарики, в огромном количестве перекатываемые в продолговатой длинной коробке. Ну а романтичные сцены озвучиваются совсем уж тривиально — целуют собственную руку.

Некоторые из известных шумовиков ведут блоги, в которых раскрывают секреты мастерства. Одного из таких актеров зовут Стефан Фратичелли (@oddiostudio), он живет в Канаде. Стефан придумывал шумы для сотен фильмов, среди которых, например, относительно недавний «Человек — швейцарский нож».

В его Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) много неожиданных приемов для имитации того или иного звука. Например, мало кто подумал бы, что звук крылышек сказочных фей воспроизводится с помощью… велосипедного колеса.

Конечно, существуют специализированные библиотеки звуков, но пользуются ими редко. Если в кадре нужно разбить посуду, быстрее расколотить тарелку, чем выбирать необходимый по тембру и длительности звук среди сотен других.

Иногда приходится придумывать звуки, которых и в природе-то не существует. Яркий пример — вселенная «Звездных войн». Так, речь Чубакки представляет собой компиляцию из криков полярного медведя, барсука, моржа и верблюда. А звук истребителя TIE — это рев слоненка, наложенный на звук шин мчащейся по мокрому асфальту машины. А дыхание Дарта Вейдера записано с помощью обыкновенного акваланга, только звук в несколько раз усилен в аудиоредакторе.

Создание каждого сложного шума требует не столько сложного оборудования, сколько изобретательности. Поэтому случается, что удачные находки кочуют из фильма в фильм десятилетиями — иногда еще с 1940–1950-х годов! С другой стороны, и тогда, и сейчас на поиск действительно уникального шумового эффекта, который будет использован единожды, можно потратить и день, и неделю. Поэтому профессия шумовика точно не изживет себя еще очень долго.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения