Неудивительно, что маски играют и продолжают играть важную роль в культуре разных народов мира.

Лики сибирских шаманов

Шаманы народов Сибири — мастера превращений. С виду обычный, почти ничем не примечательный человек, облачившись в традиционные одежды, надев на лицо маску почитаемого предка, кружась в танце под стук бубна, в считаные минуты становится избранником духов, проводником между мирами. Буряты и эвенки не рекомендуют во время обряда смотреть шаману в глаза, говорят, не к добру это. Поэтому маска не только помогает мысленно сосредоточиться на образе, но и как бы защищает неподготовленных от контакта со сверхъестественным.

Фото №1 - Открой личико! Самые эффектные маски народов мира
Шаман из низовий реки Амур в облачении для отправления ритуала. Прибл. 1903 год. Рисунок
Фото
Legion-Media
Фото №2 - Открой личико! Самые эффектные маски народов мира
Часть облачения сибирского шамана 1920–1930-х гг. в музейной экспозиции
Фото
Andrey Shapran / Alamy / Legion-Media

Эвенкийские шаманы использовали деревянные или жестяные маски с прорезями для глаз и рта. Их удэгейские коллеги носили маски предков, которые раскрашивались красками, украшались бородой и усами, сделанными из меха животных. При особо важных ритуалах мужчины скрывали лица за масками с изображениями змей и лягушек. Устрашающие лики чудищ служили для изгнания злых духов. 

Образы мистерии цам

В буддийских монастырях Тибета, Монголии и Забайкалья существует традиция проведения мистерии цам. Ее наименование посходит от тибетского «чам» — «танец». Во время церемонии ламы в масках животных, хранителей учения и богов под звуки труб, колокольчиков и медных тарелок исполняют танец-пантомиму, сакральное значение которой доступно лишь посвященным. Миряне же, наблюдая за зрелищной стороной действа, через созерцание приобщаются к древним духовным практикам. 

Фото №3 - Открой личико! Самые эффектные маски народов мира
Участники ритуала цам в Бурятии. XIX век. Гравюра
Фото
Archive Collection / Alamy / Legion-Media

Многие маски цам выглядят весьма пугающе. Например, гневная маска божества смерти Ямараджи увенчана человеческими черепами. Ямараджу во время мистерии сопровождают ламы в костюмах в виде человеческих скелетов, оленя и быка.

Не менее эффектна маска защитника учения Жамсарана. Он изображается с тремя глазами, звериным оскалом и короной из человеческих черепов. 

Полная противоположность подобным персонажам — добрый, улыбчивый седовласый старик Саган-Убугун. Он почитается покровителем семейного очага, благополучия, стад и плодородия. В ходе ритуала этот персонаж отвлекал, смешил народ, придавая действу комические элементы.

Сейчас маски цам можно увидеть не только в храмах и в музеях, но и на театральных подмостках, поскольку элементы буддистского ритуала органично вошли в спектакли и хореографические постановки.

Глиняные люди

Новая Гвинея во многом до сих пор остается terra incognita для науки. Еще до середины XX столетия здешние племена не видели европейцев, не знали радио, телевидения и прочих достижений цивилизации. Одно из таких племен, асаро, стало известно на весь мир благодаря удивительному обычаю его членов делать маски из белой глины.

+2

Легенды утверждают, что однажды воины асаро потерпели поражение в одной из межплеменных стычек и, спасаясь от врагов, спрятались в реке, перепачкались в иле и глине. Когда воины вышли из укрытия, то соперники приняли их за духов и бежали. С той поры они мажут тело глиной и носят страшные маски, похожие на химер с клыками, торчащими из подбородка, носа, щек, а также гребнями и всевозможными выростами. Вооруженные воины в столь экзотическом облачении наверняка наводили ужас на соседей. Впрочем, сейчас асаро предпочитают не воевать, а заниматься сельским хозяйством, охотой, да время от времени развлекать любопытных туристов.

Нефрит и кость

Культуры доколумбовой Америки подарили миру удивительные произведения искусства, среди коих не последнее место занимают маски. Так, художники индейцев майя достигли высочайшего мастерства в изготовлении личин богов, мифических персонажей и реальных людей. Как правило, священные образы они создавали из самого ценного в их мире материала — нефрита. Археологи в погребениях знатных вельмож, жрецов и правителей находили нефритовые погребальные маски, которые были близки к портретному изображению усопшего. Такова, например, маска короля Пакаля. 

+1

Ацтеки для создания масок использовали не только камень, но и человеческие черепа. В пустые глазницы вставляли глаза из пирита, в носовую и ротовую полость — изящные кремниевые лезвия. Иногда череп украшали бирюзой и янтарем. В лобной части черепов просверливали отверстия, предназначенные для веревок — ведь изделие надо было как-то прикрепить к лицу живого человека! Археологи предполагают, что, скорее всего, маски делали из черепов принесенных в жертву юношей. 

Веселья ради

В средневековой Венеции маска была непременным атрибутом роскоши и празднества, получившего название карнавал. Обычай был узаконен в 1296 году, хотя его корни, несомненно, лежат в глубокой древности. Многие историки видят истоки карнавальных шествий еще в римских Сатурналиях, когда граждане чествовали бога Сатурна, воздавали ему хвалу за хороший урожай, веселились, устраивали гулянья. Карнавалы и маскарады в Венеции сохранились до сих пор. Их участники скрывают лица за масками шутов, котов, Казановы, прекрасной венецианской дамы или мрачного Дотторе делла Песте, напоминающего в разгар веселья об ужасах чумы.