Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

От керосина до светодиодов: история и современность автомобильных фар

За последние сто с лишним лет автомобильная оптика, конечно, сильно поменялась, но основные принципы ее работы остаются прежними

Обсудить

Без света на дороге было трудно во все времена: даже когда основным транспортным средством был не автомобиль, а карета. Фонарь крепили на ней для того, чтобы обозначить экипаж на дороге и хоть немного осветить окрестности. Большего и не надо было: лошади двигались сами, им достаточно было лунного света, а уж в кромешной тьме не ездил никто — безопаснее было переждать, чем рисковать встретиться с разбойниками. Ну а самые первые «самоходные повозки» времен Даймлера и Бенца были настолько сложными в эксплуатации — начиная с запуска двигателя и заканчивая процессом заправки, — что ездить на них еще и ночью было сродни безумству. 

От керосина до светодиодов: история и современность автомобильных фар
Одна из первых «самоходных повозок» Даймлера
Источник:
Autowp.ru

Шло время, скорости стали выше, а водить было уже не так страшно, так как путь начали освещать банальными керосиновыми и масляными лампами. Света они практически не давали, да и топливо заканчивалось быстро. Но, надо заметить, осветительные приборы на судах и поездах к тому времени были уже намного мощнее, хотя все упиралось в источник энергии. 

Новое решение предложил в 1896 году французский изобретатель и авиатор Луи Брелио — тот самый, что несколько лет спустя самолично впервые в истории перелетит через Ла-Манш. Он запатентовал ацетиленовую лампу. Газ ацетилен получался прямо на ходу при соединении карбида кальция и воды, которые засыпались и заливались в специальный бак с двумя отсеками. Фары открывались, зажигались при помощи спичек и закрывались. Такие лампы светили довольно ярко, их хватало на несколько часов, а то и на полдня. Потом приходилось останавливаться и чистить фонари, но к тому времени все равно уже нужно было смотреть двигатель и приводить в порядок подвеску. В общем, такой межсервисный интервал по тем временам был обычным делом. 

От керосина до светодиодов: история и современность автомобильных фар
Луи Брелио
Источник:
Getty Images

Первые же вакуумные электрические лампочки сразу попытались приспособить для фар. Правда, на это потребовалось немало времени. Русский изобретатель Александр Лодыгин, один из создателей лампы накаливания, получил еще и патент на вольфрамовую нить, а в 1906 году продал разработку корпорации General Electric. Вольфрам, самый тугоплавкий металл, поначалу стоил очень дорого. Впоследствии его производство удалось удешевить. Электрические лампочки по-настоящему «оживили» автомобили. Мало того, что фары больше не надо было чистить, — теперь появилась возможность осветить и салон, и приборную панель, и заднюю часть автомобиля, и, конечно, дорогу. Не говоря уже о том, что на смену «кривому» стартеру пришел электрический. Первыми автомобилями с полным электропакетом стали Cadillac Model Thirty SelfStarter и Rolls-Royce Silver Ghost.

От керосина до светодиодов: история и современность автомобильных фар
Rolls-Royce Silver Ghost
Источник:
Autowp.ru

Параллельно с развитием электрических фар росло и общее количество автомобилей на дорогах. Поэтому нарисовалась другая проблема — ослепление встречных водителей. Пришлось придумывать еще и первые корректоры освещения, которые помогали регулировать яркость ламп. Так, еще в 20-е годы прошлого столетия возникло понятие ближнего и дальнего света. И да, уже тогда «паровозный» дальний слепил встречных водителей. Лишь спустя три десятилетия французская компания Cibie предложила решение, применяемое до сих пор: пучок света должен быть асимметричным: со стороны водителя фары светят ближе, ниже, а со стороны пассажира — наоборот. Так еще и обочина освещается. Такое распределение и по сей день входит во все европейские технические регламенты. В странах с левосторонним движением пучки света «меняются местами».

От керосина до светодиодов: история и современность автомобильных фар
Источник:
Getty Images

Первая галогенная лампа появляется в 1962 году стараниями компании Hella. В колбе такой лампы — соединения йода или брома в газообразном виде. Они позволяют сохранить вольфрам на нити накаливания. В результате лампа светит ярче, служит дольше, а еще становится компактной. Галогенные лампы — это и по сей день «золотой стандарт», они стоят на всех бюджетных автомобилях, и не только на них.

Актуальные требования ПДД к цвету фар обозначены довольно конкретно. На передней части автомобиля могут располагаться световые приборы с огнями только трех цветов — белого, желтого и оранжевого. При этом для ближнего и дальнего света разрешен исключительно белый свет. То есть цветные пленки на дорогах общего пользования — вне закона. Что касается задней части, то государственный регистрационный знак тоже может быть освещен только белым, равно как и фонари заднего хода. А вот стоп-сигналы могут быть только красными, чтобы не вводить в заблуждение других участников дорожного движения.

1 из 3
Источник:
Getty Images

Параллельно с этим совершенствовались и усложнялись внутренние отражатели фары. Благодаря их неровной поверхности КПД лампы достиг максимума. Верхний же прозрачный колпак с 1993 года стали делать не из стекла, а из поликарбоната. Фара сразу стала легче в среднем на килограмм. Зато, в отличие от обычного стекла, поликарбонатные рассеиватели хуже сопротивляются истиранию и в какой-то момент начинают требовать полировки. По этой причине на современные фары не ставят дворники — их нужно промывать вручную.

От керосина до светодиодов: история и современность автомобильных фар
Источник:
Getty Images

Следующая ступень «эволюции» автомобильной оптики — фары с газоразрядным источником света. В народе их называют ксеноновыми, хотя газ ксенон присутствует внутри далеко не всегда. Вся колба лампы заполнена смесью газов, и свечение исходит именно от этой смеси, а не от одной вольфрамовой нити накаливания. Первым автомобилем, получившим такие фары в серийной версии, стал BMW 750iL в 1991 году. Такая лампа дает много света, почти не греется, отлично переносит дорожную тряску. Правда, увеличивает расход топлива. А если покупается в случайных местах и монтируется «на коленке», то может при эксплуатации доставлять дискомфорт встречным водителям.

От керосина до светодиодов: история и современность автомобильных фар
Источник:
Getty Images

Применительно к фарам важна и цветовая температура, которая измеряется в кельвинах (К). Некоторые водители думают, что чем она выше, тем лучше видимость, даже если за окном шторм. На самом деле это совершенно не так. Цветовая температура — это про восприятие потока света человеческим глазом. С ее возрастанием в световом потоке появляются голубоватые и затем сиреневатые оттенки, из-за которых, наоборот, можно не заметить неровность на дороге. То же касается и насыщенных желтых оттенков (2500 К и ниже). Нейтральные же 4000–5000  К (едва заметный желтоватый или голубоватый оттенок) близки к дневному свету и не причиняют неудобств другим участникам дорожного движения. То, что значительно выше или ниже этого диапазона, годится разве что для автомобильных шоу или концепт-каров.

Впрочем, предела совершенству нет, и уже сейчас на смену ксеноновым лампам и, тем более, галогенным, постепенно приходят светодиодные. Светодиодам нужно куда меньше энергии, они гораздо проще устроены, а служат дольше. Эксперименты со светодиодами начались еще в 1990-е, сначала, правда, на стоп-сигналах. В 2000-х светодиодными дневными ходовыми огнями обзавелась Audi A8 W12. А первые полностью светодиодные фары поставили на Lexus LS 600h 2008 года. Сегодня такими осветительными приборами уже никого не удивишь, и в качестве опции они доступны не только на люксовых автомобилях. 

От керосина до светодиодов: история и современность автомобильных фар
Lexus LS 600h, спортивная версия, выпускавшаяся в 2012–2017 гг.
Источник:
Autowp.ru

Что дальше? На концепт-карах уже давно можно встретить… первые лазерные фары! Автопроизводители обещают фантастическую дальность освещения — несколько сотен метров. Правда, стоимость их высока, конструкция сложна, и уж тем более непонятно, что делать с ослеплением встречного потока таким светом.

Прочие же разработки призваны, как водится, сделать часть работы за водителя. Например, интеллектуальные оптические датчики смогут сами выключать или включать часть светодиодов в зависимости от дорожной обстановки: темная ли это трасса или ярко освещенная городская улица с пешеходами, нужно ли сместить световой поток на обочину или просто расширить его в повороте.

В российских реалиях газоразрядные и галогенные лампы не исчезнут еще долго, но вскоре им придется потесниться, ведь уже сейчас светодиодные ходовые огни часто можно встретить на авто отечественной сборки.

От керосина до светодиодов: история и современность автомобильных фар
Источник:
Getty Images
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения