Остановить вторжение: как красноухие черепахи стали захватчиками по вине людей

Псевдопопуляции ползунов угрожают экосистемам на всех материках, кроме Антарктиды

22 февраля 2023
Henner Damke / Alamy

Команда исследователей под руководством Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН выяснила, что красноухие черепахи за последние полвека фактически захватили евразийский материк. Экспансия шла с нескольких сторон одновременно. Но парадокс в том, что вид зачастую распространяется не естественным путем — рождением потомства, а за счет того, что люди продолжают массово выбрасывать питомцев в дикую природу.

Красноухие ползуны — это вид пресноводных черепах, родина которых — юг США и север Мексики. Из-за яркости и компактного размера молодых особей ползуны стали популярными питомцами у жителей всего мира. Однако с возрастом амфибии теряют обаяние забавных малышей, становясь более агрессивным — черепаха вполне может укусить хозяина. В связи с этим распространилась практика выпускать выросших черепах в ближайший водоем.

Оказавшись в дикой природе на другом материке, красноухие ползуны прижились и даже начали вытеснять аборигенов. Выяснилось, что они хорошо адаптируются, поедают все, что видят, — в том числе головастиков, могут напасть на взрослых лягушек и даже на утят.

Андрей Решетников

Местным видам приходится конкурировать с ними за еду и место под солнцем в прямом смысле слова. Захватчики также могут быть переносчиками опасных заболеваний, например, сальмонеллеза, и скрещиваются с коренными видами черепах, чем недовольны уже зоологи, так как это приводит к «генетическому загрязнению».

Запрет на продажу черепах в США и ввоз в Европу оказался неэффективной мерой. Сегодня красноухие ползуны живут по всему миру, кроме Антарктиды.

Авторы нового исследования выяснили, что «захват» начался в конце 1960-х. Самой успешной экспансия была там, где черепахи создали «псевдопопуляции». Термин означает, что животные не размножаются естественным путем — их становится больше только за счет того, что черепах выбрасывают хозяева.

Как остановить вторжение черепах?

По мнению старшего научного сотрудника ИПЭЭ РАН Андрея Решетникова, экономически эффективная стратегия контроля должна быть разной в каждой из климатических областей.

Андрей Решетников

«Это, во-первых, область истинной инвазии (в пределах потенциального ареала размножения), во-вторых, область условной инвазии (в пределах потенциального ареала зимовки, но вне потенциального ареала размножения) и, в-третьих, область без потенциала для размножения и зимовки».

«Тем не менее, некоторые защитные меры, например запрет на импорт и торговлю, эффективны только на уровне всей страны и поэтому должны применяться на национальном уровне», — добавил ученый.