Опознали по зубам: динозавр с лапами-ножницами оказался «гражданином мира»

Теризинозавры смогли удивить ученых спустя миллионы лет после того, как вымерли

17 апреля 2023
Опознали по зубам: динозавр с лапами-ножницами оказался «гражданином мира»
KITTI KAHOTONG / Alamy

В трех английских графствах — Оксфордшире, Глостершире и Дорсете —были обнаружены схожие останки в виде древних челюстей с зубами. Палеонтологи из Музея естественной истории в Лондоне и колледжа Бирбек Лондонского университета с помощью новаторской технологии машинного обучения смогли идентифицировать окаменелости. Они принадлежали крупным динозаврам с когтями, похожими на ножницы, — теризинозаврам. Ранее их никогда не находили в Европе. Также считалось, что эти рептилии жили гораздо позже, чем установило новое исследование.

Пробили по базе

Некоторые из загадочных зубов из Англии были обнаружены еще в 70-х годах прошлого века, а некоторые совсем недавно. Предыдущие исследователи пытались опознать останки статистическими методами, но безуспешно. В новой работе эксперты решили разработать инструменты машинного обучения для палеонтологии.

Для этого сначала была проведена компьютерная томография каждого зуба из окаменелостей и созданы 3D-модели на основании снимков, чтобы искусственный интеллект мог интерпретировать изображения. Затем была загружена база данных с измерениями тысяч зубов известных видов динозавров, на которой алгоритмы обучались.

По словам ученых, им повезло, что уже существует большой набор по зубам древних рептилий. Это сделало возможным использование ИИ. В итоге три различные модели машинного обучения объединили свои результаты, чтобы выяснить, кому принадлежат зубы.

«Эти зубы являются единственными ископаемыми останками теризинозавров, когда-либо зарегистрированными в Великобритании, и старейшим свидетельством существования этих динозавров в мире», — рассказал ведущий автор исследования Саймон Уиллс, аспирант Музея естественной истории.

Кто такие теризинозавры и что о них знает современная наука

Ранее предполагали, что теризинозавры обитали в меловом периоде на территории современных Монголии, Узбекистана, Китая, Японии и на западе США. Как показал анализ новых находок, 168 миллионов лет назад они были уже многочисленной группой, а жили в том числе на территории Великобритании.

Теризинозавр относится к группе манирапторов, которые являются ближайшими родственниками современных птиц. Известно, что он был около 9-12 метров в длину, имел длинную шею, маленькую голову и массивное тело, ходил на двух ногах, а передние конечности были увенчаны самыми длинными когтями из когда-либо найденных. Благодаря такой внешности теризинозавр занесен в Книгу рекордов Гиннеса и признан самым странным.