Одинаковые отверстия по 11 см: геологи выяснили, кто вырыл загадочные ямы на дне Северного моря

Сначала думали на газ, выходящий из почвы, но он оказался ни при чем

28 февраля 2024

Midjourney

Дно Северного моря усеяно неглубокими ямами. Считается, что они образуются, когда из осадка выходят жидкости, содержащие метан, или другие грунтовые воды. Но новое исследование предполагает, что появление тысяч, а возможно, и миллионов впадин в Северном море и других водоемах связано совсем с другим явлением.

Геологи из Кильского университета всегда скептически относились к тому, что ямы Северного моря образовались из-за утечки метана. Потому что его дно состоит из пористого песка и имеет сильные течения, которые накоплению метана в осадках никак не способствуют. Отправившись в исследовательский круиз, они эти подозрения подтвердили — изучив тысячи миль, геологи не нашли никаких данных о мелководном газе.

Тогда ученые решили лучше рассмотреть ямы и взяли многолучевой эхолот, позволяющий получать изображения морского дна в высоком разрешении. Как пишут геологи в журнале Communications Earth & Environment, прибор показал, что у ям на самом деле не было конической формы, как если бы узкая струя метана прорывалась сквозь отложения. Единственное, что было общего во всех впадинах, так это то, что они были одинаковой глубины — примерно 11 сантиметров.

Чтобы выяснить, чем это может быть обусловлено, один из авторов исследования позвонил своему другу, по совместительству биологу и дайверу, и тот рассказал о морских свиньях (Phocoena phocoena), которые рыскают по морскому дну в поисках песчаных угрей.

blickwinkel

Тогда геологи решили объединиться с биологами, изучающими морских свиней. Используя существующие модели для прогнозирования мест обитания угрей и морских свиней, команда наложила на них океанографические данные о течениях и обнаружила, что места обитания пересекаются с территорией исследования. Снова запустив эхолот, исследователи выяснили, что в местах, где чаще всего встречаются морские свиньи и песчаные угри, оказалось больше ям.

То есть, метан в вопросе появления ям, по мнению исследователей, точно ни при чем. Правда теперь, для подкрепления своего открытия, им нужно фотографическое доказательство того, как морская свинья роет яму. И в этом геологам могут помешать сами воды Северного моря, потому что они слишком мутные, чтобы увидеть достаточно. Возможно, помочь ученым смогут жители черноморского побережья России, ведь совсем скоро морские свиньи заплывут в Дон.