Обнаружены гигантские сады морских губок-«падальщиков»

Колония процветает недалеко от Северного полюса благодаря «дарам прошлого»

11 февраля 2022

На вершине подводной горы в Северном Ледовитом океане ученые нашли колонию 300-летних морских губок, которые питаются окаменелостями вымерших червей.

Обнаружены гигантские сады морских губок-«падальщиков»
Alfred-Wegener-Institut / PS101 AWI OFOS system/ Antje Boetius

Исследователи обнаружили подводную гору в 2011 году, когда наносили на карту хребет Гаккеля и его окрестности. Случайно камера запечатлела колонию морских организмов, живущих подо льдом.

«Мы не видели морского дна. Мы видели только жизнь. Одна губка была поверх другой, и они были огромными», — рассказал Антье Боэтиус (Antje Boetius) из Центра полярных и морских исследований имени Гельмгольца.

Биологи выяснили, что средний возраст губок — около 300 лет. Удивительно, но некоторые из них даже могли медленно передвигаться — ученые обнаружили следы. Ранее ничего подобного не документировалось.

Главной загадкой был рацион губок. Обычно организмы, живущие в районе глубоководных гор, наслаждаются питательными веществами, которые приносят океанские течения. Но в этом случае все оказалось иначе. Ученые не обнаружили классических источников пищи. Тем невероятнее казалось существование большой колонии в столь бедной питательными веществами среде.

Лишь недавно ученым удалось выяснить, что губки процветают в негостеприимных водах, переваривая окаменелые останки обширного сообщества червей, вымерших тысячи лет назад.

Теперь ученые задаются вопросом, что станет с колонией губок, когда запасы окаменелостей иссякнут. Однако не исключено, что изменение климата и загрязнение океана скажется на сообществе губок гораздо быстрее.

Использованы материалы Insider