Обломки по всему океану: как морские уточки помогут найти затонувший 9 лет назад Boeing 777

Необычный способ поиска самолета предложил морской биолог

25 августа 2023
Подводный аппарат Phoenix Bluefin-21 на борту австралийского военного судна Ocean Shield вытаскивает из моря обломок MH370, 2014 г.
Getty Images; AGU Advances

Рейс MH370 авиакомпании Malaysia Airlines, вылетевший 8 марта 2014 года из Куала-Лумпура в Пекин, исчез через 40 минут после взлета вместе с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту. С тех пор их судьба неизвестна. Несколько масштабных поисково-спасательных операций, проводившихся в акватории Южно-Китайского моря, над которым пропал Boeing 777, в Малаккском проливе и в Индийском океане, не дали никаких результатов.

Между тем, спустя более чем год после исчезновения авиалайнера, в июле 2015 года, на берег острова Реюньон, расположенного примерно в 4 тысячах километров от места предполагаемого падения самолета, выбросило флаперон (закрылок-элерон), принадлежащий рейсу 370. В последующие годы еще несколько дрейфовавших с океаническими течениями обломков лайнера было выброшено на побережье островов западной части Индийского океана, однако эти находки не помогли раскрыть тайну рейса MH370.

Карта с местами обнаружения частей пропавшего Boeing 777.
AGU Advances

Неожиданная идея того, как это все-таки можно было бы сделать, пришла в голову эволюционному биологу, специалисту по морским беспозвоночным Грегори Херберту из Университета Южной Флориды (США), когда он увидел фотографии флаперона, найденного на Реюньоне.

Дело в том, что обломок самолета был полностью покрыт ракушками морских уточек — ракообразных, которые прикрепляются к любым объектам, плавающим в океане, и путешествуют вместе с ними. Ранее Херберт разработал метод определения температуры океанской воды по химическому составу раковин беспозвоночных. Свои раковины те наращивают ежедневно, образуя все новые и новые слои, по аналогии с кольцами деревьев. Химический состав каждого слоя определяется температурой окружающей воды в то время, когда слой формируется.

Херберт и его коллеги, статья которых опубликована в журнале AGU Advances, провели лабораторный эксперимент с живыми морскими уточками и смогли успешно расшифровать температурные показатели воды по химическому составу их раковин.

Затем ученые применили этот метод к небольшим ракушкам с флаперона и, сопоставляя информацию о температуре воды, определенную по химическому составу слоев, и океанографические данные о температуре воды различных участков Индийского океана, частично реконструировали маршрут дрейфа обломка.

Херберт уверен, что полный маршрут дрейфа, который приведет к месту падения самолета, можно будет восстановить по самым крупным ракушкам с флаперона, которые с высокой долей вероятности прикрепились к нему сразу после крушения лайнера.