Нужна сумка-холодильник для пикника? Возьмите немного грибов, они справятся лучше

Вешенки и шампиньоны неплохо умеют охлаждать всё вокруг себя

13 мая 2023
Вешенки — одни из самых холодных грибов, их температура на 6 градусов ниже, чем у окружающей среды.
blickwinkel

Исследователи из Университета Джона Хопкинса выяснили, что грибы умеют поддерживать свою температуру ниже температуры окружающей их среды. Ученые фактически обнаружили у них способность потеть и использовали ее, чтобы создать экспериментальный холодильник. «Грибной рефрижератор» может пригодиться для пикника, говорят авторы исследования.

Терморегуляция грибов до сих пор была мало изучена, некоторые исследователи отмечали, что плодовое тело мицелия может быть холоднее воздуха вокруг. Предположительно, из-за испарительного охлаждения, как у растений и животных.

Исследование микробиологов подтвердило эти предположения с помощью инфракрасной термографии. Ученые использовали тепловизионную камеру, которая определяет температуру в виде изображений, чтобы изучить множество разных грибов.

Наблюдения показали, что все они были холоднее окружающей их среды: некоторые немного, а некоторые значительно. В том числе темные грибы, которые поглощают больше света и, соответственно, тепла. Гипотермия была выявлена также в колониях плесени и дрожжей.

По данным, полученным авторами, охлаждение относительно воздуха у грибов варьировалось от -1 до -6 °С. В результате экспериментов ученые пришли к выводу, что грибы фактически потеют.

«Относительно более низкая температура обусловлена испарительным охлаждением и связана с накоплением капель конденсированной воды. Поэтому колонии кажутся самыми холодными в центре, а окружающий агар кажется самым теплым у краев колонии», — говорится в результатах исследования, опубликованных в PNAS.

Команда также попробовала использовать открытую способность грибов на практике и создала «грибной холодильник». Его конструкция представляет собой коробку из пенопласта с 500 граммами шампиньонов внутри и отверстиями с двух сторон для проветривания. В одно из них вставили вентилятор от компьютера. Все это было помещено в еще один большой пенопластовый короб, в который обычно кладут еду или напитки, чтобы сохранить их прохладными.

За 40 минут работы вентилятора в закрытом коробе температура упала на 10 градусов и держалась на этом уровне еще полчаса.

Авторы признают, что импровизированный грибной холодильник не приготовит лед и не заморозит значительно, но такое устройство можно будет использовать как переносной кулер для охлажденных продуктов. Или — в будущем — для пассивного кондиционирования воздуха в помещениях.