Может оказаться целебным: студент 3-го курса на прогулке открыл новый вид грибов-ежовиков

Молодой ученый романтично назвал гриб офелией

7 мая 2023
Mycology

Студент третьего курса Стелленбосского университета (Южно-Африканская Республика) Брейтен ван дер Мерве случайно во время прогулки в местном лесу нашел неизвестный ранее науке вид грибов. Засушенный образец Мерве исследовал вместе с профессором-микологом. Ученые определили, что он относится к редкому, но востребованному роду грибов Hericium. А также, скорее всего, является эндемиком Африки. Случайно сделанное открытие коллеги описали в научном журнале Mycology.

Данный род грибов из порядка сыроежковых встречается в природе гораздо реже, чем хотелось бы ученым и медикам, так как он известен своими уникальными лекарственными свойствами. Например, гриб «дедова борода», он же ежовик гребенчатый, давно используется в традиционной медицине Китая и других азиатских регионов. Недавно, кстати, выяснилось, что он содержит вещества, способные противостоять болезни Альцгеймера.

Mycology

Новый вид и родственник ежовиков произрастает в субтропических влажных лесах в экорегионе Найсна-Анатоле на юге Африки. Как выяснили специалисты, ранее его ошибочно принимали за ежовик коралловый. Чтобы точно убедиться, что это самостоятельный вид, исследователям пришлось прибегнуть к секвенированию ДНК, как и при идентификации других грибов этого рода, очень похожих друг на друга внешне.

Африканский гриб действительно оказался ранее не открытым и, по мнению ученых, эндемиком. Так как в лесу гриб выбирал для себя лиственные породы, уникальные для Южной Африки. Автор дали ему название Hericium ophelieae. Характерные для ежовиков каскады белых свисающих нитей (плодовых тел гриба) вызвали у микологов ассоциации со строчками «как длинные вуали… белый фантом… красива, как снег» из стихотворения Артюра Рембо «Офелия».

Mycology

В Африке у офелии есть еще один сородич, Hericium bembedjaense из биосферного заповедника «Джа» в Камеруне. А в России — вышеупомянутый Hericium erinaceus, «дедова борода», которому меньше повезло с ассоциациями. Все эти кораллоподобные грибы, помимо ценности для науки и медицины, являются разрушителями — наносят урон деревьям, на которых произрастают.

Африканский, например, вредит капскому буку, остролисту и железному дереву в Найсна-Атамоле. Мерве собирается продолжить его изучение, так как, по его словам, гриб явно отличается от других видов, возможно, у него обнаружатся уникальные свойства.