Ножи и кости мамонтов: найдены следы большого пиршества возрастом 39 тысяч лет

Открытие может перевернуть представление о том, когда древний человек заселил Америку

14 августа 2022
Esteban De Armas / Alamy

Палеонтологи из Техасского университета в Остине, вероятно, обнаружили старейшие свидетельства пребывания людей в Северной Америке. По словам ученых, это кости двух мамонтов в Нью-Мексико, сложенные кучей, со следами забоя, обработки и разделки. Исследования выявили признаки разведения костра и даже изготовления ножей. Однако открытие не признали скептически настроенные коллеги — останкам 37 тысяч лет, тогда человека еще не должно было быть на континенте.

news.utexas.edu

Если исследователи окажутся правы, это будет означать, что первые люди пришли в Северную Америку почти в два раза раньше, чем считалось до этого. Точной даты у науки нет, ведутся споры: до 2000-х археологи имели доказательства пребывания там человека 13000-летней давности. Позднее были находки орудий, изготовленных 16000 лет назад. Предполагается, что они пришли из Азии после таяния ледяных щитов по Берингову мосту.

Тем не менее периодически появляются находки, не такие очевидные, как оружие или орудия труда, которые трактуются как следы человека. Новое открытие сделано на плато Колорадо на севере американского штата Нью-Мексико, пишет Live Science.

Раскопки обнажили неполные останки скелетов мамонтов — взрослой самки и подростка. По словам палеонтологов, большинство костей сгруппированы в кучу, сверху которой лежал череп.

mauritius images GmbH / Alamy

Радиоуглеродный анализ определил возраст костей: от 36 250 до 38 900 лет. А компьютерная томография и сканирующая электронная микроскопия указали на переломы костей и черепа тупым предметом, большинство ребер были оторваны от позвонков. Также выявлены проколы и порезы костей — видимо, для добычи из них мозга.

Тимоти Роу

«То, что у нас есть, просто потрясающе! На самом деле есть только пара эффективных способов, так сказать, освежевать тушу. Схемы разделки довольно характерны, их трудно перепутать, если знать».

Среди останков также были обнаружены небольшие валуны, которыми, предположительно, наносили удары. И подобие ножей для разделки, изготовленных из костей этих же мамонтов.

Ученые исследовали даже пыль вокруг костей: в ней оказался кристаллизованный пепел — признак «управляемого пожара», то есть костра. А частицы костей мелких животных и чешуи рыб говорят, что люди могли здесь готовить не только мамонтов.

Критики утверждают, что доказательства неубедительны: по костям невозможно точно определить, следы это деятельности человека или все-таки природных факторов. По словам специалистов, выветривание, вытаптывание и наслоения отложений могут вызывать аналогичные повреждения. Однозначно на присутствие людей могли бы указать человеческие останки с той же датировкой и четко идентифицированные орудия труда.