«Ноев ковчег» бактерий: зачем отобрали 124 микроорганизма и подселили их в стерильный кишечник?

Эксперимент биоинженеров из Стэнфорда окончился успешно

9 сентября 2022
Brain light / Alamy

Ученые из Стэнфордского университета создали искусственный микробиом, состоящий из 124 видов бактерий. Эту среду ученые окрестили «Ноевым ковчегом», она имитирует естественный симбиоз полезных бактерий в кишечнике.

Каждый член микробиома несет определенную функцию. Сложность в создании искусственной колонии состояла в том, чтобы воспроизвести условия, когда ни один вид не подавлял бы другой. При этом они должны выполнять все те же функции, что и в естественной среде кишечника.

Определить, пропускать или нет бактерию на «борт ковчега», было непросто — состав микробиома каждого человека уникален. Чтобы решить эту проблему, ученые секвенировали микробные гены более чем трех сотен взрослых людей.

Майкл Фишбах

«Мы пытались вычислить те бактерии, которые бы присутствовали в организме любого человека».

Для синтетической колонии исследователи выбрали 104 бактериальных штамма, которые находят не менее чем у 20% людей. Каждый вид бактерии вырастили отдельно, а затем их смешали в единую массу.

Чтобы обогатить и приблизить колонию микроорганизмов к естественной среде, исследователи использовали человеческие фекалии. В итоге при взаимодействии с экскрементами колония пополнилась еще 20 «новичками», которые заняли свою нишу.

Ученые проверили эффективность технологии на мышах. Исследование показало, что совокупность бактерий не только успешно прижилась в стерильном кишечнике, но и помогла справиться с кишечной палочкой — так же, как естественный микробиом.

Известно, что бактериальная среда кишечника влияет на нервную систему и важна при иммунотерапии рака. Поэтому для использования разработки в медицине открываются богатые возможности.

Недавно ученые назвали продукт, который убивает микробиом человека.