Ночные десантники: как скрытную белку из Вьетнама поставили на место

Летающий грызун долго не давал себя изучить

26 августа 2022
Белка вида Гигантская летяга (Petaurista petaurista) в Таиланде
blickwinkel / Alamy

Российские и вьетнамские коллеги сумели «реабилитировать» род белок-летяг из Юго-Восточной Азии. Сначала этих небольших животных причисляли к отдельному, редкому для материковой части региона виду. Установить их истинную природу помогли генетические исследования и труды биологов середины прошлого века. Результаты работы опубликованы в журнале Diversity.

«Белок-десантников», которые имеют выполнять «парашютные прыжки» при помощи складок кожи между лапами, можно встретить в таежных и смешанных лесах России, но их родиной считается Юго-Восточная Азия.

Сергей Крускоп

«Летяги ведут скрытный образ жизни; как правило, практически не спускаются на землю; активны, в отличие от других белок, в сумерки и по ночам».

Поэтому об их образе жизни и родственных связях мало что известно. Но недавно исследователи Зоологического музея МГУ вместе с вьетнамскими коллегами поймали мелкую летягу, которая ранее не попадалась им на глаза.

По внешним признакам ее отнесли к виду Petinomys setosus (летяга Темминка). Такие грызуны водятся на Суматре и Малайском полуострове, а в материковой части Юго-Восточной Азии почти не встречаются.

Представители разных видов внешне могут быть почти неразличимы, поэтому для идентификации используют генетический анализ. Специалисты расшифровывают ДНК-последовательность из клеток организма, а затем сравнивают с теми, что есть в базах данных.

Результаты исследования пойманной особи удивили зоологов. Оказалось, что, несмотря на внешнее сходство с летягами Темминка, генетически вид оказался не похож на весь род в целом.

Ночные десантники: как скрытную белку из Вьетнама поставили на место
Гигантская летяга на почтовой марке Камбоджи
DBI Studio / Alamy

Затем авторы исследования обратились к работам коллег и выяснили: еще в первой половине ХХ века американец Томас Дональд Картер описал самостоятельный вид и род летяг Olisthomys morrisi, встреченных им в Бирме (современная Мьянма). Позже Малколм Карнеги Маккенна объяснил в своей научной статье, чем отличаются представители родов Olisthomys и Petinomys.

В результате случайное открытие и почти детективное расследование заставило ученых вынести Olisthomys morrisi в отдельный род и вернуть из полувекового забвения.