Нидерландский Стоунхендж: в центре страны раскопали гигантское святилище возрастом около 4 тысяч лет

Ритуальный комплекс занимает площадь размером с четыре футбольных поля

23 июня 2023Обсудить
youtube.com/@gemeentetiel7328

Нидерландские археологи вот уже несколько лет ведут раскопки в центре страны, в промзоне рядом с городом Тиль. Там обнаружено монументальное святилище возрастом, по меньшей мере, 4 тысячи лет, занимающее площадь четырех футбольных полей. До сих пор на территории Нидерландов ничего подобного не находили, сообщает nltimes.nl.

youtube.com/@gemeentetiel7328

Ритуальный комплекс состоит из трех курганов, соединенных между собой тропами, по обочинам которых в древности стояли деревянные столбы. Самый центральный и крупный из рукотворных холмов, диаметром 20 метров, представляет собой солнечный календарь, а также место для захоронений.

youtube.com/@gemeentetiel7328

Курган окружает неглубокий ров с проходами, сориентированными по направлению солнечных лучей в определенные дни года. Например, в дни летнего (21 июня) и зимнего (21 декабря) солнцестояния, самые важные в году, Солнце светит на курган прямо через эти проходы. Аналогичный принцип использован в знаменитом Стоунхендже, где Солнце тоже светит через определенные отверстия в камнях в ключевые дни года.

youtube.com/@gemeentetiel7328

В стратегических точках, в которых солнечные лучи касаются холма, археологи нашли следы жертвоприношений — скелеты животных, человеческие черепа, а также ценные предметы, такие, как бронзовый наконечник стрелы.

youtube.com/@gemeentetiel7328

Кроме астрономических наблюдений, люди Бронзового века использовали этот курган для захоронения покойников, что отличает его от всех похожих ритуальных мест. Археологи нашли останки более 80 человек — мужчин, женщин и большого количества детей. Часть из них была кремирована. Как полагают ученые, курган служил кладбищем на протяжении, по меньшей мере, 800 лет.

За время раскопок археологи нашли множество предметов, относящихся к самым разным эпохам. Одна из наиболее удивительных находок — стеклянная бусина, самая древняя из всех, когда либо найденных на территории Нидерландов. Самое интересное то, что бусина была привезена из Месопотамии, находящейся примерно в пяти тысячах километров от святилища. Это говорит о том, что в те далекие времена, в начале Бронзового века, обитатели этих мест имели торговые связи с Ближним Востоком.