Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Неугодный: как на картину 18 века вернулся демон, изгнанный оттуда критиками и реставраторами

Современники не оценили видение художником одной цитаты из Шекспира

7 ноября 2023
Неугодный: как на картину 18 века вернулся демон, изгнанный оттуда критиками и реставраторами
Источник:

National Trust via Hyperallergic.com

Реставраторы Национального фонда Англии случайно восстановили злобного демона, который, как оказалось, был спрятан на картине художника XVIII века Джошуа Рейнольдса. Специалисты готовили полотна к выставке в честь 300-летия живописца, когда выяснили, что мрачный дух все это время скрывался под слоями темного лака на работе 1789 года «Смерть кардинала Бофорта» по сюжету Шекспира. Искусствоведы пояснили, что демон вызвал неодобрение и споры среди современников Рейнольдса.

Слишком буйная фантазия

Картина изображает момент из исторической драмы Уильяма Шекспира «Генрих VI, часть 2», когда король присутствует при смерти своего двоюродного деда, кардинала Бофорта. И восклицает:

«О, прогони лукавого врага,

Что осаждает гибнущую душу!

Отчаянье из сердца изгони!»

(Перевод Е. Бируковой.)

В оригинале монарх говорит следующее:

«О, прогони назойливого дьявола,

Который осаждает душу этого несчастного,

И изгони из его груди это черное отчаяние!»

(Перевод текста Шекспира с помощью Google Translate.)

Неугодный: как на картину 18 века вернулся демон, изгнанный оттуда критиками и реставраторами
Источник:

National Trust via Hyperallergic.com; обработка Vokrugsveta.ru

Художник, очевидно, решил буквально передать мысль английского драматурга и изобразил жуткое существо с клыками и безумным взглядом прямо за постелью умирающего. Такое видение встретили с неодобрением и раскритиковали искусствоведы того времени и коллеги художника.

Газета «Таймс» в 1789 году даже посвятила этой картине статью, где дала язвительные комментарии: «это не делает чести художнику» и «мы скорее подозреваем, что какой-то дьявол посягал на вкус сэра Джошуа». Современник Рейнольдса, ландшафтный архитектор Хамфри Рептон, также высказал мнение, что «бесенка» следовало бы изображать, только если бы он был полноценным персонажем пьесы. Автора пытались убедить закрасить демоническое существо, но он отказывался.

«Хотя в литературе считалось приемлемым представлять идею демона как нечто существующее в сознании человека, визуальное включение его в картину придавало ему слишком физическую форму», — поясняет Джон Чу, старший куратор по картинам и скульптуре Национального фонда.

Кто закрасил демона?

Неугодный: как на картину 18 века вернулся демон, изгнанный оттуда критиками и реставраторами

Король Генрих VI и его двор. Кардинал Бофорт изображен слева молящимся на коленях. Иллюстрация к «Платьям и украшениям Средневековья с седьмого по семнадцатый века», Генри Шоу, Лондон, 1843 г.

Источник:

Legion Media

Джошуа Рейнольдс, который писал в основном портреты, получил заказ на картину от продавца гравюр Джона Бойделла для его недавно открытой «Шекспировской галереи». Компания торговала иллюстрациями к сценам из пьес Шекспира. С работы Рейнольдса были сделаны копии, которые распродавались.

В первом тираже демон еще был, а вот из второго тиража, выпущенного уже после смерти художника, этот персонаж исключили. Оригинальную картину в 1805 году приобрел 3-й граф Эгремонт, который собирал коллекцию и размещал ее в усадьбе Петуорт-хаус. С середины прошлого века это государственный музей, а картина «Смерть кардинала Бофорта» вместе со всей коллекцией была передана Национальному фонду.

Но почему несколько столетий фигура не была видна на полотне, хотя Рейнольдс отказался закрашивать демона? По словам искусствоведов, зрители предыдущих эпох, глядя на полотно, не смогли бы понять, что там есть еще кто-то. Демон буквально исчез в тени за подушкой кардинала.

Как пояснили эксперты, им всегда сложно работать с полотнами Рейнольдса, так как он использовал темно-коричневые восковые среды для создания теней, и эти части картины высыхали и давали усадку.

Вдобавок к этому, как выяснили реставраторы, все ранние попытки консервации как будто ненароком игнорировали присутствие там существа. Предыдущие реставраторы нанесли как минимум шесть слоев лака и несколько слоев краски, усложнив очистку. Из-за этого картина медленно темнела, а часть оригинальной работы художника оказалась скрыта.

После современной чистки и реставрации картина была восстановлена так, что все неоригинальные затемняющие лаки исчезли. Теперь посетители музея Петуорта могут увидеть работу такой, какой автор написал ее изначально.

Ранее на полотне из эпохи Возрождения разглядели инструмент возрастом полмиллиона лет.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения