Не только «кость широкая»: обнаружен новый фактор, который влияет на избыточную массу тела

Он появляется на самой ранней стадии беременности

20 июля 2023
Midjourney

Есть несколько устоявшихся причин того, почему мы набираем килограммы: предрасположенность, гены, образ жизни и питания. Но одна только эта компания, как выяснилось, не объясняет склонность к накоплению лишнему весу.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Science Translational Medicine, ученые говорят о «эпигенетической маркировке», которая устанавливается на ранней стадии эмбрионального развития. Это своего рода форматирование кода ДНК в одном гене, связанном с чувством сытости. И оно увеличивает риск повышения индекса массы тела (ИМТ). По крайней мере, у женщин.

Для участия в исследовании ученые пригласили больше 1100 человек и проанализировали у них «форматирование» проопиомеланокортина — прогормона, отвечающего в том числе за чувство сытости, далее будем называть его ПОМК. Оказалось, что у тучных женщин с ИМТ выше 35 (ожирением считается показатель от 30 и выше), в отличие от участниц с нормальным весом, больше метильных групп, связанных с геном сытости. Поясним, что метильные группы присоединяются к цитозиновым основаниям, не разрушая и не изменяя ДНК, и таким образом влияют на активность некоторых генов.

Ученые говорят, что пока не знают, почему эффект метилирования проявляется только у женщин, но утверждают: если особенно большое количество метильных групп прикрепляется к гену ПОМК, это увеличивает риск избыточного веса у женщин примерно на 44%. Впрочем, эта довольно незначительная доля по сравнению с социально-экономическими факторами, которые могут увеличить риски в два-три раза.

Устанавливается эпигенетическая маркировка ПОМК вскоре после слияния яйцеклетки и сперматозоида и до того, как оплодотворенная яйцеклетка разделится на два эмбриона-близнеца. Таким образом, в процессе решающее значение имеет очень ранняя стадия беременности.

Гены вообще удивительная вещь. Они ответственны даже за то, что нам сложно вставать по утрам.