Не такие уж и анекдоты: почему чукотские женщины неравнодушны к геологам — личный опыт

У этих историй оказалось вполне логичное обоснование

29 сентября 2023
Getty Images

Среди многочисленных анекдотов про чукчей, которые стали популярны в советское время, есть и такие, где упоминаются дети местных женщин от геологов. Но это не вполне выдумки: у таких баек и шуток есть реальная подоплека, причем даже логически объяснимая, рассуждает автор Дзен-канала «Самострой», работавший геологом на Чукотке.

Сейчас на Чукотке живет около 20 тысяч представителей коренного населения. Населенные пункты, где они проживают, это поселки на 200-300 человек, но так было не всегда. Эта тенденция сложилась во времена позднего СССР, объясняет автор блога. Еще раньше северные народы жили группами максимум по 50 человек — несколько мужчин, их жены и дети.

Низкая плотность населения в этих краях связана с суровостью жизни: еды и топлива мало, добывать эти ресурсы трудно. Всё это привело к тому, что браки между родственниками стали обычным делом. Последствия с точки зрения здоровья детей были не самые приятные. Эта особенность жизни, считает блогер, нашла отражение в местных сказаниях: по сюжету, в селении рождаются хворые дети, где-то неподалеку живет злой дух, но его побеждает пришлый богатырь, и всё возвращается на круги своя. В реальности чукотские народы пытались сосватать одну из своих девушек практически за любого мужчину, которого раньше не встречали.

«Конечно, слово генетика там никто не знал, но люди как-то понимали, что это нужно для продолжения рода», — замечает автор поста.

Рассказчику довелось испытать это на себе. Однажды, идя по маршруту далеко от базового лагеря, геологи заметили стадо оленей. А если есть животные, значит, где-то рядом и пастухи. В паре километров ученые увидели стоянку, подошли пообщаться — люди в тундре встречаются нечасто. Там были мужчина и три женщины.

«Как позже выяснилось, мужчины где-то были на охоте еще. Нас накормили бульоном из оленины, и пока мы ели, реально какие-то намеки поступали от одной из дам, притом весьма незатейливые», — рассказал бывший геолог.

Правда ли, что у Чапаева был роман с Анкой и он утонул в реке Урал, читайте в нашей подборке фактов о легендарном комдиве.