Не различали запахи и плохо слышали: как 125 млн лет назад жилось спинозаврам, которые сменили сушу на воду

Палеобиологи впервые восстановили мозг одного из видов динозавров

16 февраля 2023
Mike Danton / Alamy

Исследователи из Саутгемптонского университета (Великобритания) и Университета штата Огайо (США) впервые смогли реконструировать мозг и внутреннее ухо двух представителей семейства спинозавров. Оказалось, что эти ведшие полуводный образ жизни динозавры неважно слышали и плохо различали запахи. Статья ученых опубликована в Journal of Anatomy.

Кто такие спинозавры

Спинозавры — это очень необычная группа крупных (в длину достигали 16 метров) хищных динозавров. Как и другие хищники, они передвигались на двух ногах, отличались вытянутой, похожей на крокодилью, мордой и конической формой зубов. Такая адаптация, как считают специалисты, позволяла спинозаврам успешно охотиться на добычу в реках и озерах.

Судя по всему, в основном они питались крупной рыбой, и реже — мелкими млекопитающими, которых удавалось поймать на берегу. Ученые предполагают, что изначально спинозавры не были водными охотниками, но постепенно, в процессе эволюции, все больше и больше перемещались в водоемы, приобретая соответствующие особенности.

andrea crisante / Alamy

Чтобы лучше разобраться в том, как менялись мозг и органы чувств этих рептилий, исследователи просканировали в компьютерном томографе черепные коробки двух древнейших представителей семейства — барионикса, останки которого были найдены в графстве Суррей, и цератозухопса, останки которого были найдены на острове Уайт. Эти гигантские создания (длиной около 9 метров) жили на планете примерно 125 миллионов лет тому назад.

Черепные коробки хорошо сохранились, поэтому ученые смогли сделать цифровую реконструкцию мягких тканей, когда-то находившихся внутри черепа. Оказалось, что у обоих динозавров были недоразвиты обонятельные луковицы, отвечающие за обработку запахов, а внутреннее ухо могло различать только низкие звуки.

При этом у более поздних спинозавров, которые перешли на почти водный образ жизни, эти отделы мозга очень хорошо развиты. От этого, в том числе, зависит успех в охоте на активно двигающуюся и быстро меняющую направление движения добычу, то есть рыбу.

Таким образом, мозг барионикса и цератозухопса, в отличие от черепа, не успел подстроиться под новый образ жизни. Ученые предположили, что, возможно, им это было и не нужно. Чтобы время от времени охотиться на рыбу, достаточно изменения формы пасти и зубов.