Не просто точки и линии: что означают отметки на рисунках, которые созданы 37 тысяч лет назад?
Фото
Cambridge Archaeological Journal

Таинственные знаки рядом с наскальными рисунками были протописьменностью. Это доказали независимые исследователи с помощью археологов из Университетского колледжа Лондона и Университета Дарема.

Сегодня известны около 400 пещер только в Европе, где люди верхнего палеолита оставили свои рисунки. В большинстве случаев на них несложно опознать виды животных, в основном травоядных, которые были важны для выживания.

Отдельно же нанесены абстрактные знаки: чаще всего это последовательности вертикальных линий, точек и что-то вроде буквы Y. Почти полтора столетия их значение оставалось неизвестно.

В новом исследовании применили подход, который использовали для понимания ранней формы греческого текста. Собрав как можно больше материала, авторы начали искать повторяющиеся образцы. По мере продвижения, была выдвинута теория о том, что так могли обозначать жизненные циклы животных, в частности время спаривания и появления потомства.

Ученые взяли для сравнения циклы современных травоядных. И — эврика! — максимальное число отметин совпало с лунным месяцем, когда они спаривались. Знак Y, по мнению авторов, означал рождение, линия | — числа, которые указывали на месяцы календаря, начинавшегося весной. Археологи проследили четкую корреляцию между положением Y, количеством точек и линий и периодами размножения.

Фото
Cambridge Archaeological Journal

Эксперты разработали по этим знакам годовой календарь, который не соответствовал 12 месяцам. Он оказался проще нашего и был привязан к изменениям температуры, а не к астрономическим событиям.

Пол Петтитт

Ученые отмечают: открытие свидетельствует о наличии у тогдашних людей «мысленного путешествия во времени». Так называют нашу способность записывать воспоминания о прошлом и использовать их для прогнозирования будущего. То есть и десятки тысяч лет назад человек уже жил не только в настоящем, но и анализировал, что было и будет.

По словам ученых, чем дальше мы проникаем в мир наших предков, тем яснее становится, что они гораздо больше похожи на нас, чем мы думали.

По материалам портала Sci News.