Не просто пляшущие человечки: что на самом деле изображают эти забавные петроглифы инков?

Археологи пытаются объяснить наскальные рисунки перуанского комплекса Торо Муэрто

19 апреля 2024

Cambridge Archaeological Journal

Наскальные рисунки индейцев Перу изображают людей, танцующих и поющих под действием галлюциногенов, а окружающие танцоров зигзаги символизируют переход в иной мир. Такую гипотезу выдвинули польские археологи, попытавшись раскрыть тайну петроглифов Торо Муэрто («мертвый бык» в переводе с испанского) — знаменитого археологического комплекса в пустыне на юге Перу.

На площади в 10 км2 по выжженной солнцем долине раскиданы приблизительно 2600 валунов вулканического происхождения, покрытых наскальными рельефами, предположительно относящимся к доинкской культуре уари (500–1000 годы нашей эры). Однако комплекс Торо Муэрто уникален не только своими размерами и количеством «декорированных» камней, но и тем, что именно на них изображено. Петроглифы Торо Муэрто настолько необычны, что даже породили предположения о том, что на скальных глыбах вырезаны изображения инопланетян.

Cambridge Archaeological Journal

Дело в том, что, кроме узнаваемых фигур животных, древние художники изобразили на каждом камне множество загадочных человекоподобных существ в странных позах, окруженных геометрическими узорами в основном в виде зигзагов, а также волнистых линий, точек и кругов. Эти антропоморфные фигуры называют «танцорами», поскольку они очень похожи на схематично изображенных танцующих человечков — их тела волнисто изогнуты, одна рука поднята, другая опущена, а ноги широко расставлены.

Cambridge Archaeological Journal

Ученые, статья которых опубликована в Cambridge Archaeological Journal, обратили внимание на то, что рисунки из Торо Муэрто очень похожи на те, что создавали люди культуры тукано, распространенной в древности на территории современной Колумбии. Предыдущие исследования показали, что подобные изображения тукано создавали во время ритуалов, на которых люди употребляли аяуаску — галлюциногенный растительный отвар, который племена в бассейне Амазонки использовали для общения с духами.

Это позволило исследователям предположить, что петроглифы Торо Муэрто тоже создавались во время аналогичных ритуалов и изображают людей, танцующих и поющих под действием каких-то галлюциногенных растений. А окружающие их многочисленные зигзаги и другие геометрические узоры — это графические отображения той энергии, которую люди излучают во время танца и пения, символы того измененного состояния сознания, в котором они пребывают благодаря музыке и галлюциногенам. В целом, рельефы с танцорами и зигзагами — это графические метафоры перехода в иной мир и общения с духами, считают ученые.

Как инкам удавалось имитировать раскаты грома с помощью танца, читайте в этой публикации Vokrugsveta.ru.