Не просто коробка: ученые обнаружили неожиданную функцию черепа

Это важно для диагностики болезни Альцгеймера и инсульта

21 августа 2023
Не просто коробка: ученые обнаружили неожиданную функцию черепа
Getty Images

Нейроиммунологи из Германии и Великобритании обнаружили, что череп может быть не только коробкой, где хранится мозг и все остальное, но и полезным способом наблюдения и потенциального лечения воспаления в мозге.

Если раньше ученые считали, что между черепом и мозгом нет прямого взаимодействия, то новое исследование обнаружило пути от костного мозга черепа через наружную поверхность защитных мембран головного мозга и мозговых оболочек. Как объяснили нейроиммунологи на страницах журнала Cell, такая связь обеспечивает движение иммунных клеток, которые могут проникать в мозг после, например, инсульта. Эти клетки вызывают ослабление гематоэнцефалического барьера — он защищает нервную ткань от циркулирующих в крови микроорганизмов, токсинов, клеточных факторов иммунной системы, которые воспринимают ткань мозга как чужеродную.

Сделать открытие ученым помогла серия экспериментов по визуализации человеческого мозга, мозговых оболочек и образцов черепа. Команда провела очистку тканей и трехмерную визуализацию, что позволило наблюдать клеточную архитектуру соединений черепа и мозговых оболочек. Оказалось, что они находятся ближе к поверхности мозга, чем считалось до этого, и часто проникают в твердую мозговую оболочку. Это и позволило исследователям сделать вывод, что связь между черепом и мозгом куда более сложная, чем считалось раньше.

Также нейроиммунологи изучили клетки шести разных костей, твердой мозговой оболочки и головного мозга, что позволило им обнаружить уникальные иммунные клетки в черепе и выяснить, что у разных костей разные молекулярные профили. Вот что еще выяснили ученые:

• у свода черепа наиболее дифференцирована экспрессия генов и клеточных рецепторов, в основном, связанных с миграцией и воспалением;

• черепа человека и мыши содержат специализированные нейтрофильные клетки — тип лейкоцитов, которые играют решающую роль в иммунной защите организма;

• в черепе происходят изменения, которые отражают сигналы из головного мозга у пациентов с болезнью Альцгеймера и инсультом.

По мнению ученых, результаты их исследования в перспективе могут привести к более эффективному мониторингу болезни Альцгеймера и инсульта и даже помочь в предотвращении возникновения этих заболеваний за счет раннего выявления. Кстати, у нас для выявления болезни Альцгеймера есть специальный тест — в нем надо всего лишь найти четвертого человека на картинке.