Не надо кис-кис: как правильно обратить на себя внимание кошки?

Научный взгляд на заносчивость пушистых недотрог

13 мая 2023
Václav Sonnek / Alamy

Специалисты из Университета Париж — Нантерр исследовали правила «кошачьего этикета», а именно то, на какой призыв от незнакомого человека кошка охотнее откликается. Эксперимент показал, что звуки вроде кис-кис не привлекают животных. Скорее, они понимают, что человек их так зовет, и снисходят. Но предпочитают эти независимые создания совсем другое обращение.

В исследовании, итоги которого появились в журнале Animals, участвовали 12 кошек из двух «кошачьих кафе» в Бордо и в Тулузе, которые привыкли к вниманию незнакомых людей. Эксперимент начали тихим ранним утром, до открытия кафе. В помещении были лишь два исследователя, один снимал эксперимент на камеру, а второй должен был коммуницировать с кошками. Животных запускали по одному, кошки заходили вместе с хозяевами (владельцами заведений).

Как проводили эксперименты

Первый — контрольный — режим был бесконтактным: экспериментатор сидел неподвижно, не смотрел на кошку, не разговаривал с ней и не протягивал руки. Шесть животных оказались любопытны и приблизились к человеку, хотя их не звали.

Animals

Второй режим, голосовой, подразумевал, что кошек подзывали поочередно, по имени и специфичным звуком — французским вариантом кис-кис, но не протягивали рук и избегали зрительного контакта. В этом случае откликнулись и подошли к экспериментатору семь кошек.

При третьем режиме — визуальном — человек молча смотрел на кошку и протягивал руку. На этот раз подошло десять питомцев.

Четвертый режим был бимодальным — визуальным и голосовым: экспериментатор смотрел на кошку, протягивал к ней руку, звал по имени и звукоподрожанием. В ответ на это проявили реакцию девять животных.

Анализ результатов показал: способ общения влиял не только на то, какое количество кошек откликнется, но и на время, которое требовалось животным, чтобы решить, приблизиться к человеку или нет, а еще на негативную реакцию — виляние хвостом.

Как правильно звать кошек

Значительно быстрее кошки взаимодействовали при визуальном и бимодальном способах общения. А когда экспериментатор использовал контрольный режим без общения и голосовой способ, животные виляли хвостами чаще и сильнее, демонстрируя, что им некомфортно.

Вопреки ожиданиям, авторы признали, что всяческие кис-кис и обращения голосом не в почете у кошек. Видимо, с точки зрения их этикета, предпочтительнее визуальный контакт и протянутая навстречу рука, когда к ним обращается незнакомец. Ученые также отмечают, что сужение глаз может восприниматься кошачьими как позитивное общение, поэтому экспериментатор смотрел «нейтральным взглядом с медленными последовательностями моргания».

Если вы научились подзывать кошку, не вызывая ее раздражения, теперь переходите к поглаживаниям, но только по определенным частям тела.