Три связки личных писем, более 260 лет тому назад адресованных морякам французского военного корабля, попавшего в плен во время Семилетней войны (1756–1763 годы), были случайно найдены в британском морском архиве профессором-историком из Кембриджского университета Рено Морье. Он стал первым человеком, прочитавшим эти трогательные послания, раскрывающие интимные подробности семейной жизни в XVIII веке.
Более ста писем предназначались команде корабля Galatée, который в 1758 году направлялся из Бордо в Квебек. Корабль был пленен британским судном и доставлен в Портсмут, где команду Galatée отправили в тюрьму. Французская почта в течение нескольких месяцев пыталась доставить письма на борт Galatée. Когда пришло известие о пленении корабля, письма были переправлены в Лондонское адмиралтейство в надежде, что их передадут пленникам. Однако, когда в адмиралтействе убедились в личном характере писем, их просто, не вскрывая, отправили в архив, где они были забыты на века, пока не попали в руки Морье.
Большая часть писем написана женщинами. «Не могу дождаться, когда обниму тебя», — пишет жена, Анн Ле Серф, одному из офицеров, Жану Топсану, и подписывается «Твоя покорная жена Нанетт».
«Я могу всю ночь писать тебе… Я твоя верная жена навеки. Спокойной ночи, мой дорогой друг. Уже полночь. Мне пора отдохнуть», — пишет Мари Дюбоск своему мужу, лейтенанту Луи Шамбрелану. Как установил Морье, который отследил судьбы всех членов экипажа Galatée, пара так никогда и не встретилась больше: Мари умерла на следующий год, чуть-чуть не дожив до освобождения Луи из плена.
Мать одного из моряков, Николя Кеснеля, жалуется, что тот пишет своей невесте чаще, чем ей. «Передай мои комплименты Варену (товарищу Николя по команде). Только от его жены я узнаю новости о тебе». Есть в связке и письмо от Марианны, невесты Николя, которая просит его послать весточку матери, чтобы не ставить ее в неловкое положение. «Тучи разойдутся и твое письмо улучшит ее настроение», — пишет Марианна. Как выяснил Морье, Николя благополучно пережил плен и позже, в 1760-х годах, отправился за океан в составе экипажа рабовладельческого судна.
«Эти письма содержат вневременные человеческие переживания, показывающие, как мы справляемся с тяжелыми жизненными испытаниями», — говорит Морье.
Что увидели археологи, вскрыв офицерские каюты на затонувшем в 1845 году корабле «Эребус», Vokrugsveta.ru показывал ранее.